21 ноября
Загрузить еще

В городах хотят отменить маршрутки – что для этого нужно сделать

В городах хотят отменить маршрутки – что для этого нужно сделать
Фото: Пока городской транспорт не начнет ходить в достаточном количестве, маршрутки необходимы. Фото: Архив «КП»

Министр инфраструктуры Владимир Омелян озвучил далеко не новую мысль: оставить в городах-миллионниках только общественный транспорт - трамваи, троллейбусы и электробусы, а маршрутки убрать.

- Они давно не отвечают потребностям современного общества, условиям и комфорту перевозки граждан, - считает Омелян. 

Это так - большинство маршруток не отвечают техническим требованиям, а за проверку отвечает то же Министерство инфраструктуры. Но водителям достаточно оплатить штраф и дальше продолжать работать, и не важно - дыра, холод в салоне или другое нарушение, с которым выезжать на перевозку пассажиров запрещено. 

- Если мы запрещаем выход нескольких маршрутных линий, начинается социальный эффект, и мы получаем жалобы от людей об отсутствии транспорта, - жалуется министр.

Утопая во время последнего снегопада, корреспондент "КП" в Украине" с грустью провожала взглядом забитые маршрутки в тщетном ожидании городского транспорта. Может быть, они и устарели, и ездой своей мешают дорожному движению, и цены ломят безбожно, но без них горожане в большинстве своем пошли бы домой пешком. Так возможно ли сегодня городам-миллионникам полностью перейти на муниципальный транспорт?

Приоритет для автомобилей

Маршрутки - не украинское изобретение. Все европейские страны прошли этот этап и сегодня возвращаются к муниципальному транспорту. Ведь он экономически эффективен, занимает меньше места на дорогах и может перевезти больше пассажиров. У нас другой ключевой фактор - в гортранс­порте большинство едут зайцами, а маршрутки приносят никем не учтенные наличные деньги.

Первые маршрутки в Киеве появились в 1995-1996 гг. 

- И с этого момента муниципальный транспорт начали "убивать", - рассказывает Александр Рак, специалист по интеллектуальным транспортным системам. - Начали снимать трамваи по всем центральным направлениям в Киеве в угоду маршруткам: линии Саксаганского, Антоновича, абсолютно весь трамвай на Печерске, на Набережном шоссе и мосту Патона - снимали муниципальный транспорт и ставили приоритет для автомобильного транспорта. 

Сегодня маршрутки - второй вид общественного транспорта по провозной способности после метро. И как уверяет эксперт, эта сфера очень жестко регулируется властями города. 

- Администрация имеет прямое отношение к маршруткам как виду городского транспорта, но при этом весь процесс происходит очень хаотично, - считает наш собеседник. - Дублируются на одном маршруте несколько видов транспорта - две маршрутки с разными номерами, но следующие по одному направлению, здесь же троллейбус и автобус. Это притом, что в некоторых районах Киева имеется лишь один вид транспорта. Все это создает размывание пассажиропотока. И в такой вот сложившейся ситуации  "частнику" просто не выгодно обновлять свой подвижной состав.

Договор закончился еще 6 лет назад

Еще одна проблема с маршрутками заключается в том, что администрация города не имеет рычагов влияния на перевозчика. 

- В европейских странах курсируют маршрутки - небольшие комфортабельные автобусы, а не такие, как у нас - малой вместимости. Так вот у них работа перевозчика прописана в договоре, который заключают с администрацией города. Оценивают работу она же и пассажиры. И если есть нарушения в работе - разрывают договор, - продолжает эксперт. - В нашем случае никто не оценивает, насколько выполняют перевозчики элементарные нормы. И даже если по какой-то причине администрация разрывает договор с перевозчиком, последний все равно выходит на маршрут и везет людей, ведь никто на него влияния не имеет. 

Последний пример - середина ноября текущего года. Киевская городская государственная администрация констатировала незаконность работы 40% столичных маршрутов - 67 маршрутов из 166 существующих. Помимо этого, 11 маршрутов собирались вообще закрыть, а у 56 - окончены сроки действия договора, причем в некоторых случаях он просрочен аж на 6-9 лет. Аудит проверки выявил, что департамент транспортной инфраструктуры не проводит проверку предоставленной перевозчиками информации о наличии работников, которые каждый день должны проводить техосмотр транспорта и осмотр здоровья самих водителей автобусов. 

- Ну и что, выписали штрафы - и все, - резюмирует недавние события Александр Рак. - Работают дальше, ведь никто не несет ответственности и не регулирует этот вопрос, это ведь не муниципальный транспорт. 

Киев не Варшава

По словам экс-зам­ми­нист­ра инфраструктуры Александра Кавы, отказ от маршруток и полный переход на муниципальный транспорт весьма правильное и логичное действие, только не выгодное некоторым чиновникам.

- Как-никак, а это черная наличка, которая не облагается налогом, - говорит Александр Кава. - И маршрутки выгодны тем чиновникам, которые "крышуют" этот бизнес. Они не дают возможности городу избавиться от этого вида транспорта и перейти на муниципальный.

Но, допустим, министр транспорта Александр Омелян нахмурит брови и все-таки изгонит из городов маршрутчиков?

- Наглядно: Варшава с численностью населения в два раза меньше Киева выпускает ежедневно 2800 единиц муниципального транспорта, в нашей столице курсируют ежедневно 1200 единиц. Ощущаете разницу?! - задает риторический вопрос Александр Кава. - Чтобы полностью отказаться от маршруток, только в Киеве должно быть хотя бы 3000 единиц муниципального транспорта. 

Что касается закупок нового подвижного состава, то Александр Кава называет цены, равные нескольким однокомнатным квартирам в столичных новостройках, но при этом уверяет, что бюджет себе вполне может это позволить, вопрос лишь в том, почему не позволяет?!

- Недавно закупили 40 новых маршрутов скоростного трамвая, один из которых стоит около 1,5 млн евро. Но, например, троллейбус стоит всего 200 тыс., троллейбус-гармошка - 300 тыс, автобус и автобус-гармошка - по 125 тыс., и все это в долларах. В бюджете города миллионы средств, но почему они не идут на оптимизацию муниципального транспорта - не понятно, - удивляется наш собеседник.

Вот и получается: старые, битые, с непонятно какими водителями маршрутки еще долго будут оставаться нашими ежедневными спутниками. 

Есть мнение

 

Гортранспорт должен стать коммерческим

- Первое, что нужно сделать - оптимизировать сеть общественного транспорта, убрать необоснованные дублирования на маршрутах и плавно переводить на рыночную систему, - говорит специалист по интеллектуальным транспортным системам Александр Рак.

Эксперт считает, что, если троллейбусы и трамваи перевести из коммунального предприятия в коммерческое и сделать их более прозрачными в управлении - это бы решило многие проблемы на дорогах. 

- По сути, сейчас коммунальные предприятия просто съедают деньги налогоплательщиков в огромных количествах. И помимо того, что они собирают выручку, у них еще имеются миллиардные дотации, и никто не знает, на что они идут. Если создать более рыночные условия, переняв европейский опыт оценки транспорта и маршрута самими пассажирами и администрацией, при этом оплачивать их труд фиксированно, без самовольного сбора "за проезд" - это очень теневой момент. И вот если все это организовать, в течение следующих пяти лет на дорогах появятся и комфортные большие автобусы даже от частного перевозчика, - говорит Александр Рак.