Экс-заместитель командующего Сухопутными войсками ВСУ по логистике, генерал-майор Юрий Толочный (на посту с 2009 по 2017) рассказал о насущных проблемах в украинской армии.
Несмотря на определенные успехи в модернизации и обеспечении ВСУ с начала АТО, армия испытывает острый дефицит обеспечения сразу по нескольким ключевым направлениям. По словам Толочного больше всего проблем в боеприпасах, парке бронетехники, авиации, обеспечения топливом, палаточных армейских лагерях, квартирах для военнослужащих. А также в популизме - ведь что-то сделать для военных в зоне АТО политикам всегда "рейтингово", а вот обеспечить армию минимальным необходимым в тылу - этого никто не заметит, а значит и "ненужно".
Проблема в том, что на реорганизацию складов с боеприпасами не хватает денег.
- Сегодня средства частично выделяются на сигнализацию – около 10-15% от потребности. По реконструкции выделяемых финансов хватает, по сути, лишь на замену перекрытий. Огромная проблема с тарой – ящики ведь со временем приходят в негодность. Немного выделяется на закупку мелких средств автоматизации, обработку деревянных стропил противопожарной пропиткой, перезарядку огнетушителей… На строительство новых объектов деньги фактически не выделяются. Таким образом, мы имеем примерно 5-10% от необходимого по решению тактических задач обеспечения живучести. На стратегические цели – строительство новых хранилищ – средства не выделяются вовсе.
Патроны и снаряды могут кончится через два-три года.
- Это кричащая необходимость. Ситуация с боеприпасами очень серьезная. Сегодня есть целый ряд дефицитных калибров. Речь и о стрелковых, и об артиллерийских и ракетных боеприпасах... Во-первых, не так уж много государств, которые могут удовлетворить нашу потребность в боеприпасах советского образца. Во-вторых, боеприпасы – это летальное вооружение. Отношение наших западных партнеров к поставкам летального оружия в Украину всем известно.
Главное – это грамотно организовать это производство, наладить выпуск калибров, в которых мы нуждаемся. По стрелковым боеприпасам, как минимум закрыть спектр калибров от 5.45 до 14.5 мм. Что касается артиллерии… Только в последний год ужесточился контроль за расходом артиллерийских боеприпасов. Вернулись снаблимиты и так далее. В первые годы войны расход снарядов был совершенно бесконтрольным, и колоссальным, - сказал Толочный.
По словам генерала, резерв бронетехники в Украине остается большим, но проблема в ее пригодности к боевым действиям и в нехватке новых образцов вооружения.
- Некоторые варианты модернизации оказываются неудачными в реальном бою. Например, танки Т-64БМ "Булат" в силу большого веса и слабого двигателя оказались неэффективными, были переведены в резерв, и заменены линейными Т-64. Таким образом, необходимо создавать новые образцы. Но здесь другие проблемы. БМ "Оплот", например, в Вооружённых Силах имеется в единственном экземпляре – в харьковском Институте танковых войск. Так что вопрос в возможностях государства по закупке, и промышленности – по серийному производству новых машин, - считает Толочный.
В Воздушных силах, насколько мне известно, тяжелая ситуация с запчастями и степенью изношенности парка. Они бесконечно продлевают ресурс техники, но сами понимаете – одно дело продлить ресурс, скажем, танка, и совсем другое – самолета. Последствия выхода из строя совершенно разные. Поэтому значительная часть парка техники в авиации в воздух не поднимается. Также за годы независимости была разрушена аэродромная сеть, - рассказал военный.
В зоне АТО самая острая проблема в зимнее время - топливо для двигателей.
- Необходимо переходить на нормальное зимнее топливо. По этому поводу уже был ряд скандалов. Также это своевременные поставки угля и дров. Комплектность зимней формы – которую меняли за пять лет уже несколько раз, и ее качество по сей день оставляет желать лучшего, хотя по сравнению с первыми образцами прогресс есть... Зона боевых действий находится под пристальным вниманием как военного, так и политического руководства, так что наиболее острые вопросы там решаются. Также нам помогает стабилизация линии фронта. Подразделения, которые проходят ротацию, располагаются в одних и тех же местах, и постепенно обустроили там необходимые условия для жизни и службы.
На мой взгляд, сейчас острейшая проблема – это лагеря, куда отводятся войска для восстановления боеспособности. Лагеря эти палаточные, и после года-полутора эксплуатации эти палатки уже непригодны для жизни. Второй, смежный вопрос – пункты постоянной дислокации. Мы на сегодняшний день создали целый ряд новых воинских формирований, но для них нужно создавать новые пункты постоянной дислокации – стационарные штабы, дома для офицеров, общежития или казармы улучшенного типа с прачечными, санузлами и т.д. Иначе получится, что части из полевых условий на фронте выводятся в точно такие же условия в тылу, что не позволяет восстановить боеспособность, - рассказал генерал.