Еще в середине ХХ века Китай считался одной из самых бедных стран мира. Китайцы голодали, большинство не имели доступа даже к таким простым вещам как жилье, образование, медицина. Но после того, как в стране в конце 1950-х – начале 1960-х начался массовый голод, терпение у китайского правительства лопнуло, и оно задумало проведение комплексных реформ. Правда, на то, чтобы только приступить к их реализации, у китайцев ушло почти десятилетие, но оно того стоило!
Сегодня экономика КНР является второй после США экономикой мира по номинальному ВВП и первой по ВВП по паритету покупательной способности.
Что же конкретно сделал Китай и какой его полезный опыт могла бы взять на вооружение Украина?
Информации о китайской налоговой системе до 1994 года немного, говорит соавтор украинской налоговой реформы Даниил Монин. Но если проанализировать доступные данные, то можно прийти к выводу, что основой китайской налоговой системы был торгово-промышленный налог с разными ставками для различных видов деятельности. НДС начал частично взиматься с 1984 года, но в целом был запущен только в 1994-м.
По словам эксперта, можно отметить несколько особенностей запуска китайского НДС:
1.Основная часть услуг не попадала под действие НДС и облагалась налогом с оборота по ставке 3-5% в зависимости от типа услуг.
2. НДС для мелких предприятий составлял 6% с оборота.
3. Основная ставка составляла 17%, пониженная - 13%. Кое-что – например, продажа сельхозпродукции производителями, НДС не облагалась.
- Еще один глобальный момент в китайской налоговой системе заключается в наличии в каждом налоге необлагаемых минимумов, - подчеркивает Монин. – Например, нулевая ставка налога на доходы физлиц распространялась на подавляющее большинство населения – фактически этот налог платили только состоятельные граждане и иностранцы.
По мнению аналитика ГК "Телетрейд" Богдана Терзи, достаточно мощно Китай начал развиваться за счет реализации с 1980-х годов реформы "свободы крестьян", которая повлекла за собой увеличение важности села и рост сельхозсектора. Ведь Китай в большой степени является аграрной страной.
- Либеральные реформы китайское правительство запустило в 1979-м, и первое, с чего начали власти, это дали крестьянам свободу - практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство, - продолжает Монин. - Системы госзакупок и регулирования цен на большинство видов сельхозпродукции отменили, и произошел сельскохозяйственный бум. С середины 1980-х подобные меры были проведены и в промышленной сфере.
Результатом китайских реформ стал стабильный рост экономики на 10% ВВП, а в некоторые годы и на 15%!
Несмотря на то, что по мнению экспертов в наказании главное не жестокость, а его неотвратимость, в китайскую борьбу с коррупцией, по мнению Богдана Терзи, свою ощутимую лепту внесла именно жестокость.
Напомним, что в Поднебесной применяются крайне жесткие меры по отношению к взяточникам, вплоть до смертной казни. И хотя знающие люди говорят, что приговорить к расстрелу - не значит расстрелять (предусмотрено, что исполнение приговора можно отложить и фактически ждать казни всю жизнь), наказания для взяточников все равно суровы. В среднем китайские чиновники-взяточники получают порядка 12-16 лет за свои преступления.
Впрочем, предостерегает экономист Александр Дудчак, если с украинскими коррупционерами так безбожно обращаться, то у нас так скоро совсем чиновников не останется!
А вот президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что если нам чему-то и нужно поучиться у КНР, так это стабильности.
- Китай привлекает многих зарубежных инвесторов тем, что там нет "майданов" и революций, — пояснил свою мысль экономист. – Коррупция в Китае существует, но это не мешает бизнесу. Любой зарубежный инвестор знает, что в Китае мало говорят о "евроинтеграции" и "борьбе с коррупцией", но при этом правила игры четкие и понятные. Так что, вкладывая деньги в эту страну, инвестор спокоен: он знает, что может без всякого опасения размещать средства хоть на десять лет, хоть на сто.
Но дело не только в инвесторах, продолжает эксперт. Стабильность во многом обеспечивает рост экономики в целом. Люди не бегают по майданам, а думают о своей карьере, занимаются своим бизнесом, в результате чего реальные доходы китайцев постоянно растут. За счет налогов китайское руководство сдерживает рост доходов китайцев, чтобы резкий всплеск не привел к неконтролируемой инфляции.
- Кстати, китайский юань – это очень популярная валюта в мире, но при этом она не является гибкой и относительно стабильна, — добавил Охрименко. – И это тоже привлекает инвестора, который хочет твердо знать, каким будет курс юаня через год или десять лет, а не слушать вместо это бредни представителей центробанка страны об инфляционном таргетировании и рыночном курсе национальной валюты.
Немало экспертов считают, что немаловажное значение имеет умение китайцев лоббировать интересы страны, своих ключевых компаний и отраслевых организаций. Влиятельное лобби позволяет КНР диктовать свои условия на многих рынках и наносить серьезные удары по конкурентам практически во всех секторах экономики.
Эксперты шутят, что дорога в Китай выстлана трупами филиалов американских технологических компаний. В прошлом году список, который уже включал Google, Amazon, eBay, Yahoo! и другие громкие названия, вошел Uber. Самый дорогой стартап мира продержался в КНР около трех лет, теряя каждый год более $1 млрд, но так и не смог забрать у китайской компании Didi хотя бы 10% рынка.
Продуманная государственная политика помогает Китаю активно развивать экономику, и даже помогать частным китайским компаниям развиваться на мировых рынках. Кроме того, лоббирование китайскими компаниями своих интересов в США и ЕС позволяет улучшать внешнеполитический имидж Китая и смягчать санкции или ограничения, которые могут на него накладываться западными странами.
Так что, резюмируют экономисты, Китай влияет на другие страны не только "извне" методами дипломатии, но и "изнутри" методами лоббизма.
Рост Украины в рейтинге ведения бизнеса настолько впечатлил украинского президента, что он опубликовал эту новость 24 октября – на неделю раньше, чем список Doing Business появился на официальном сайте!
Самое примечательное в этом списке даже не столько наша 76-я строчка, сколько тот факт, что в рейтинге ведения бизнеса мы на две позиции опередили Китай! Казалось бы, у международных инвесторов теперь не осталось выбора: они должны забрать свои деньги у Китая и вложить их в столь динамично развивающуюся Украину. Однако экономисты предупреждают, что, по крайней мере, в ближайшее время ожидать притока инвестиций Украине не стоит.
- Рейтинг Doing Business показывает некие средние условия ведения бизнеса по отдельной стране, - поясняет аналитик Алексей Кущ. - Китай отличается от Украины тем, что не пытается обеспечить средний уровень благосостояния по стране. Здесь реализуется политика создания свободных экономических зон, принципа "одна страна - две системы". В свободных экономических зонах Китая, Гонконга, Макао очень привлекательные условия для ведения бизнеса, поэтому инвестиции идут именно туда. А в "континентальном" Китае действительно трудно вести бизнес, что и отражено в данном рейтинге.
Что касается нашей страны, то, говорит эксперт, она ошибочно реализует стратегию "срединного" развития, пытаясь выровнять уровень развития регионов. Но такое под силу лишь богатым странам.