Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО: «Украина не продавала оружие Грузии незаконно»

Валентин НАЛИВАЙЧЕНКО: «Украина не продавала оружие Грузии незаконно»

До обретения Украиной независимости в сером здании Службы безопасности располагалось управление КГБ. Во время же Второй мировой по широким лестничным маршам расхаживали гестаповцы - дом, построенный в начале прошлого века под земскую управу, почему-то привлекает именно спецслужбы. Впрочем, нынешний его хозяин смог привнести в серое здание уют и почти домашнее тепло - и очень гордится своим достижением.

По крайней мере на вопрос о том, не давят ли толстые серые стены на чиновника, Валентин Наливайченко, по воле президента оставившего дипломатическую службу ради руководства украинскими спецслужбами, отвечает так: «Я отремонтировал здание, ремонтирую и саму СБУ».

Исполняющий обязанности председателя встречает нас у двери своего кабинета и провожает внутрь - но не к громоздкому рабочему столу, а к небольшому столику для совещаний. И вопреки обычаям занимает место не во главе стола, а демократично - напротив журналистов.

«Кольчуги» пиратам не достанутся

- Валентин Александрович, уже два с половиной года подряд перед вашей должностью ставится приставка «и. о.». С чем это связано?

- Дело в том, что после конституционной реформы изменилось законодательство - теперь руководитель СБУ по представлению президента назначается Верховной Радой. А вы помните, что было с Радой в том году? Ну и сейчас мы имеем «счастье» за нею наблюдать… Но я все так же остаюсь заместителем главы СБУ и руководителем Антитеррористического центра - в спецслужбах я сегодня старшее должностное лицо.

- Как руководитель Антитеррористического центра вы наверняка принимаете участие в освобождении наших моряков с судна «Фаина». Скажите, когда ребята вернутся домой?

- Прежде всего сотрудники СБУ не сидят за одним столом с пиратами так, как мы сейчас с вами сидим. Если это произойдет, переговоры можно считать проваленными. Да и ведем их не мы, а судовладелец: спецслужбы в сами переговоры не вмешиваются, чтобы не помешать возвращению наших граждан домой. Обстоятельство очень важное. Но мы все держим на контроле - я, например, вам сейчас могу точно сказать, что на судне есть достаточно топлива, моряки обеспечены продуктами, а все события, которые проходят под руководством нашего МИДа, докладываются непосредственно президенту.

- И все-таки существует ли возможность того, что оружие, которое находится на судне, попадет в руки пиратов?

- Думаю, местные сомалийские власти, которые участвуют в переговорах, больше всего заинтересованы в том, чтобы такого не произошло.

- К слову, украинские «Кольчуги» на судне есть?

- Нет. Украина изначально правильно повела себя в этой ситуации - как только судно оказалось в плену, Киев сразу заявил о том, что, когда груз передавался министерству обороны Кении перед выходом судна из Николаевского порта, никаких нарушений не было. А значит, вся военная техника на судне находится совершенно законно. И знаете, я просто по-человечески надеюсь, что конфликт решится мирным путем…

- Расскажите нам о событиях 11 октября в Киевском административном суде. Почему звучат обвинения спецназа «Альфа» в давлении на судей?

- Не слышал, чтобы нас обвиняли… 11-го числа события в суде разворачивались без нашего участия до того момента, пока глава суда по закону не обратился к СБУ с просьбой предоставить охрану из числа сотрудников «Альфы». Такую охрану он получил. Четыре сотрудника «Альфы» спокойно зашли внутрь суда, подошли к г-ну Межевичу и взяли его под защиту. Дальше глава суда спокойно принял решение и покинул здание суда в сопровождении наших сотрудников.

- Значит, давления на суд, о котором говорят в БЮТ, все-таки не было…

- Было оно! Но только с другой стороны: прокуратура возбудила уголовное дело о том, что народные депутаты (от БЮТ. - Авт.) угрожали судье, находясь у него в комнате. Да и судья сам рассказал нам, как его били по рукам, не давали включить компьютер, даже ручку не позволяли взять! Я считаю, что к этому делу нужно отнестись очень серьезно: я предложил прокуратуре предать эти материалы огласке - пускай люди увидят, что на самом деле происходило!

СБУ останется вне политики

- Недавно следственная комиссия Верховной Рады обвинила президента в том, что он имел отношение к поставкам украинского оружия в Грузию. Вы проводите следствие по этому делу?

- Должен официально заявить, что Украина - и эту информацию СБУ проверяла - не осуществляет незаконной продажи оружия другим странам. Украина осуществляет только законные поставки на основе контрактов и согласно международным договорам. Могу сказать, что ни одной единицы какого-либо вооружения не было незаконно продано Украиной Грузии, и это подтверждено в СМИ многими авторитетными экспертами. Могу вам со всей ответственностью заявить, что президент Украины никаких указаний либо распоряжений по поводу так называемого незаконного вывоза вооружении за рубеж не отдавал. Хочу подчеркнуть, что в Украине действует современная и эффективная система экспертного контроля, поэтому какие-либо высказывания отдельных политиков о поставках оружия в Грузию либо другие страны являются бездоказательными и неправдивыми.

На заседаниях парламентской комиссии документально все министерства и ведомства подтвердили, что поставки вооружений в Грузию осуществлялись законно, под международным контролем. Подтверждено также, что поставки были исключительно до начала военного конфликта. Никаких документальных оснований для других выводов нет, и это подтвердилось на заседании упомянутой комиссии парламента.

- Но вопрос политизируется… Как я понимаю, СБУ пытается отстраниться от любой политизации?

- Мы не пытаемся, это определено законом: СБУ должна оставаться вне политики! Наши сотрудники не могут быть членами партий. А тот, кто сомневается в правильности этой нормы закона, - пускай пойдет в архив и посмотрит на результаты действия другой спецслужбы - КГБ, бывшей одновременно под контролем и правительства, и политической партии.

- Однако вас продолжают отождествлять с президентом…

- Конечно, ведь мы ему подчиняемся! Знаете, спецслужба принца Монако тоже отождествляется только с принцем, кстати, в ней работают всего 23 человека! И эта практика является нормальной для всего мира.

Но должен заметить, что Украина пошла по мировому пути, установив жесткий парламентский и общественный контроль. Контролируют нас и неправительственные организации, и журналисты… Вот вы нас критикуете, и это хорошо! Хоть один звонок мы сделали в «Комсомольскую правду»? Просили снять какой-то материал или написать о нас что-то хорошее?

- Не было такого.

- И не будет!

- Интересно, какие у вас отношения с президентом?

- Рабочие! Два раза в день докладываем Виктору Андреевичу информацию - либо по его поручениям, либо ту, что он должен получать согласно закону. Лично я с ним вижусь, когда он считает это необходимым: иногда это случается несколько раз в неделю. Если президент находится где-то с визитом, я остаюсь в стране, если же я его сопровождаю - видимся по нескольку раз в день. Впрочем, дело не в том, чтобы «видеться», а в работе, которую мы делаем вместе.

- А как вы с ним общаетесь?

- По-украински (смеется)! Очень вежливо. И еще раз подтверждаю - президент очень приятный в общении человек.

- Кстати, о визитах: недавняя поездка Ющенко в США не принесла особенных успехов, зато пресса начала обсуждать возможность возвращения в Украину экс-премьера Павла Лазаренко. Дескать, сейчас это может как-то навредить Юлии Тимошенко. Так возвращается Лазаренко в Киев или нет?

- Президент поехал за кордон не из-за Лазаренко. Это не его уровень: президент решал вопросы, касающиеся сотрудничества с НАТО, экономики, украинских моряков в пиратском плену. Да и нет ничего такого, чего бы украинская прокуратура не знала по «делу Лазаренко»: ведь именно ее материалы позволили органам юстиции США довести дело до суда.

Как гражданин Украины Павел Иванович имеет право на возвращение, но этот вопрос - в компетенции органов юстиции США и Украины.

КСТАТИ

Немного о личном

- Удалось ли вам отдохнуть этим летом?

- Да… ровно 12 дней. Потом пришлось прервать отпуск, потому что было необходимо вернуться на работу - из-за событий в Грузии. Но из отпуска не только я тогда вернулся: отдых прервали и президент, и руководство правительства.

- А в отпуске были за границей?

- В Греции, на море. Со мной вместе были дочка и жена - остановились с друзьями неподалеку от Салоников, где работает генеральный консул, мой бывший коллега и товарищ по МИДу. Там я был впервые. К слову, с морем нам повезло - было теплейшим. Очень понравилось!