22 декабря
Загрузить еще

Обыски в "Укрзализныце": обладание "железкой" сулит не только миллиарды, но и дает политический вес

Обыски в
Фото: «Укрзализныця». Фото: Максим Люков

Министр инфраструктуры Владимир Омелян в очередной раз заговорил о коррупции в УЗ и указал на народных депутатов Ярослава и Богдана Дубневичей. 16 ноября должно было стать инфраструктурным днем в парламенте. Планировалось, что народные депутаты рассмотрят ряд "транспортных" законов.

Но вместо этого – маски-шоу в "Укрзализныце" и громкие обвинения профильного министра Владимира Омеляна в адрес народных депутатов, руководителей профильного комитета Верховной Рады.

История конфликта

- Сегодня Национальная полиция проводит около 50 обысков в шести регионах Украины по делу злоупотреблений в особо крупных размерах и преступному сговору с целью коррупционных доходов. Подозреваются граждане Дубневичи, Михальчук, Костюк и другая веселая гоп-компания, - написал на своей страничке в "Фейсбук" Омелян.

Еще с начала года министр периодически делал заявления в СМИ о коррупции братьев Ярослава и Богдана Дубневичей. По словам Омеляна, подконтрольные Дубневичам предприятия монопольно продавали "Укрзализныце" запчасти – иногда абсолютно ненужные, иногда в излишних количествах. Сумма тендерных сделок – около одного миллиарда гривен. И, якобы, чтобы эти закупки проходили без сучка и задоринки, Дубневичи лоббировали в члены правления "Укрзализныци" своего человека, коим был Сергей Михальчук.

- По штатному расписанию Михальчук контролирует департамент материально-технического обеспечения, строительный департамент и Центр управления промышленностью. Именно в его сфере ответственности находятся закупки УЗ, - сообщал СМИ Омелян.

Сам же Ярослав Дубневич в недавнем интервью "Апострофу" все обвинения в свой адрес и адрес брата опровергал. Он утверждал, что перестал заниматься бизнесом в 2012 году. Апеллировал  к тому, что "Укрзализныця" была едва ли не первым крупным предприятием, которое вело тендерные закупки через систему  "Prozorro".

-  То, что сейчас происходит, свидетельствует о том, что определенным группам и лицам очень не нравится моя гражданская и политическая позиция, и понимание того, что происходит в транспортной сфере, - заявлял Дубневич.

Народный депутат подал судебный иск о защите чести и деловой репутации. 6 сентября этого года Апелляционный суд Киева признал, что обвинения Владимира Омеляна в коррупции братьев Дубневичей были голословными и обязал министра извиниться. Извинений не последовало.

Борьба за миллиарды и доступ к "первому телу"

В политических кругах обсуждаются две версии прошедших в "Укрзализныце" обысков и очередной волны обвинений в адрес Дубневичей. Первая – наблюдаем еще один фрагмент проявления политического конфликта между БПП и "Народным фронтом".

- Министр по квоте "Народного фронта" делает громкое заявление в адрес известного представителя БПП, а обыски проводит структура, которая подчиняется "фронтовику". Не исключено, что эти обыски могут быть эхом противостояния БПП и "Народного фронта", - предполагает политолог Сергей Быков.

Вторая версия заключается в том, что обыски в УЗ – это противостояние различных групп влияния внутри пропрезидентской силы. В этот раз они схлестнулись за право монопольного влияния на одну из ключевых госкомпаний страны.

- Хоть Омелян и прошел в правительство по квоте "Народного фронта", он является ставленником Игоря Кононенко (зампред фракции БПП в Верховной Раде, - авт.) и отстаивает его интересы. И сейчас мы стали свидетелями войны между различными группами влияния внутри БПП за "Укрзализныцю", - считает политолог Алексей Якубин. – Условно говоря, воюют "молодая гвардия", за которой стоят винницкие во главе с Владимиром Гройсманом, и две "старые гвардии" - группа Кононенко и группа, которая покрывает Дубневичей.

По словам эксперта, контроль за "Укрзализныцей" - это не только доступ к многомиллиардным денежным операциям, но и определенный политический вес.

- Для "старой гвардии" важно сохранить свое влияние на УЗ и не ослабить свои позиции в большой политике и бизнесе. Для "молодой гвардии" контроль над железкой – залог прямого доступа к "первому телу" (президенту Петро Порошенко, - авт.) и повышение ставок своей договороспособности, сигнал, что нужно делиться, - отмечает Якубин.

Скромное предположение "КП в Украине" о том, что, возможно, обыски в УЗ это все-таки реальная борьба с коррупцией, вызвало иронические улыбки как у народных депутатов, так и у политологов.