24 ноября
Загрузить еще

Власть, не реагирующая на красный

Власть, не реагирующая на красный
Фото: Фото: REUTERS/Gleb Garanich

Редакционное задание казалось простейшим – пойти на Майдан, посмотреть, оценить, сравнить. Сравнивать, правда, мне сложно – на прошлые Майданы не ходил, не видел, не поддерживал. А сходить и понять - надолго ли это, почему бы и нет? Даже интересно. 

"Майдан начинается со стелек!"

У входа на станцию метро "Хрещатик" людно. Здесь около 9 утра собираются группы, как сами они себя называют - "ячейки". Парень в потертой кожанке (родилась неуместная ассоциация с классическим комиссаром из советских фильмов), активно жестикулируя, орет кому-то в трубку: "Девять человек тебя ждут, понимаешь??? Мы уже полчаса как должны были флаги получить! Что значит проспал? Опаздываешь революцию делать! Если через пять минут не появишься, уходим без тебя!"

Неподалеку от групп собирающихся уже бойко торгуют всевозможными "утеплителями" коробейники. На прилавках – термобелье, печатки, теплые носки, стельки.

- Выбираем, утепляемся, не стесняемся! А ну как ночевать под Радой придется, Майдан начинается со стелек! - рекламирует товар бойкая женщина лет сорока.   

Чуть в сторонке, прижавшись друг к другу, мерзнет молодая пара, наверняка - студенты. Одеты явно не по осенней погоде, пытаются согреть друг друга. Он - ей: "Сегодня обещали солнечный день, потерпи… Постоим несколько часов с нашими и поедем домой, в общагу". Подхожу, интересуюсь: "Ребята, а вы ведь не просто так стоять будете, наверное, что-то и заплатить могут, можно я с вами? У кого записываться?"  В ответ – взгляд исподлобья и что-то невнятное: "Подслушивать нехорошо!"

"Не будет митингов – не будет и Нацгвардии!"

Ладно, смещаюсь к другой группе, более близкой по возрасту, к мужикам около 50 лет. Эти подготовились основательно. Зимние пуховики, ботинки на массивной подошве, шапки, перчатки. Хоть до Нового года митингуй. Дядьки греются чаем из термоса. Подхожу, прошу у одного прикурить. Слово за слово, спрашиваю: "За что митинговать идете?" - "За справедливость!" - "А как же неприкосновенность депутатов, коррупция и так далее". Мужик чуть-чуть подумал и выдал нравоучительно: "А это все составляющие "справедливости". Интересуюсь, как стать сторонником Саакашвили. Чтобы не просто так, а с официальной бумагой. Собеседник, взглядом–сканером  просверлил меня чуть ли не насквозь и предложил пока день-два с нами просто так постоять, показать себя, а потом, мол, он составит протекцию.  Обещаю подумать и отхожу…   

В это время группки сформировались в группы, десятки объединились в сотни, и людские ручейки начали растекаться по улочкам правительственного квартала. Происходит все очень слаженно, четко по плану. При этом  заметно – там, слева, сформирована колонна студентов, а там, справа, – пенсионеров. Люди вливаются в протест буднично, как будто идут на работу. Видно, что большинство делает это уже не в первый раз. Впрочем, попадаются и явно неадекватные персонажи. У первого оцепления, вблизи Нацбанка, пожилая женщина в ярко-красном пальто и такой же широкополой шляпе кроет полноценным трехэтажным матом стоящих за ограждением солдатиков. Выпустив пар, ставит точку наверняка заранее заготовленной фразой: "Не будет митингов, не будет и Нацгвардии!".  

Двигаюсь дальше. В квартале от Верховной Рады митингующих пока мало, еще подтягиваются. Зато активно спешат на работу депутаты. Вижу Сергея Соболева с помощником. Не глядя на светофор, переходит перекресток. Ничего, что горит красный свет. На свой "зеленый" переезжает улицу обычный "Ланос". Депутата видит, но, не притормаживая, объезжает. Соболев, не обращая внимания, проходит, а вот помощник взрывается, кричит вслед машине: "Совсем обнаглели, куда прешь!"

Рядом со мной стоит старушка, судя по пакету с молоком и хлебом, не активистка, простая местная бабушка. Из тех, которых "майданы" задолбали уже дальше некуда.  Едва слышно комментирует: "Власть приходит разная, а ведь ничего не меняется…".