- Не кажется ли вам, что пора отменить требования регистрации по месту жительства? Это совковая практика, когда государство хочет привязать человека к одному адресу.
|
- Если бы у нас была общегосударственная система медицинского страхования, когда человека можно идентифицировать по страховке, вопрос о привязке к месту проживания был бы снят. Но такой системы нет. Регистрация остается актуальной для субсидий, социальных выплат. Но бюрократические элементы из нее и правда надо бы убрать. Министерству внутренних дел мы предложим перевести регистрацию в онлайн. В интернете вы формируете свой кабинет, подтверждаете личность электронной подписью, которая будет в id-карте, и заявляете об изменении места проживания. Пакет социальных выплат или других льгот перемещается вместе с вами в органы социального обеспечения по новому месту проживания. Это может стать реальностью уже с начала следующего года, но для этого бумажные паспорта нужно будет поменять на id-карту. С ноября их смогут получать все взрослые граждане.
- А если человек пожилой и не умеет пользоваться интернетом?
- Тогда мы предоставим услугу в системе бесплатной правовой помощи. По всей стране сейчас работают 550 таких центров и бюро. Кроме того, будет альтернатива: вы можете прийти в любой сервисный центр МВД и оформить смену места проживания по классической процедуре.
- Почему процветают "черные нотариусы"? Любой человек сейчас под угрозой того, что его квартиру могут переоформить по поддельным документам.
- В любом обществе, даже самом идеальном, есть люди, которые совершают преступления, мошенничества. В том числе и с недвижимостью. Такие и пользуются услугами тех самых "черных нотариусов" или представителей государственных органов. Много ли у нас таких в стране? Возможно, десятки, но не десятки сотен. За мошенничества с недвижимостью, рейдерские действия Украина с прошлого года ввела жесткую уголовную ответственность: 10 лет тюрьмы. Если нотариус стал фигурантом такого дела, он соучастник преступления. Мы лишаем его права заниматься нотариальной деятельностью и передаем материалы в прокуратуру. За этот год около 10 уголовных производств переданы в суд по нечистым на руку нотариусам и регистраторам. Чтобы не стать жертвой такого юриста, с этого месяца на сайте Минюста мы начали публиковать список нотариусов и регистраторов, по которым были установлены факты нарушений. Перед тем как обращаться к нотариусу за услугой, рекомендую с ним ознакомиться.
- Какой был смысл вводить регистрацию брака за один день? У меня сын уже взрослый, боюсь, что окрутит его кто-то - и сразу штамп в паспорте.
- Раньше тоже, если нужно было, женились в скоростном режиме - брали фиктивные справки из больниц о беременности или, что хуже, о тяжелом заболевании. Словом, плодили коррупцию. Мы дали людям возможность самим принимать решение, когда и как расписаться. За два года около 20 000 пар воспользовались этой услугой. И в этой категории семей самый низкий процент развода - всего 0,3%. Как правило, это пары, которые долгое время жили вместе и просто выбрали удобный день, чтобы узаконить отношения.
- Заключенные до сих пор продолжают выходить по "закону Савченко", хоть его и отменили. Скажите, зачем было принимать этот закон вообще? Неужели депутаты не понимали последствий?
- Минюст выступал против этого закона, но парламент принял решение на эмоциональной волне, фактически без обсуждения. К сожалению, так бывает… Для тех, кто на момент отмены закона были в тюрьме, пересчет сроков действительно действует. И это реальность, с которой приходится мириться. Более 11 000 осужденных вышли досрочно по "закону Савченко" и больше 1000 из них уже вернулись в тюрьму.
- Почему суд в Гааге отказался признать, что Россия финансирует терроризм?
- Такого решения не было. В международном суде ООН, который заседает в Гааге, рассматривался иск Украины к России за нарушение двух глобальных конвенций: о запрете финансирования терроризма и запрете дискриминации. Украина попросила суд принять предварительные меры к России как государству-ответчику. А именно - запретить России преследование татар и украинцев на территории Крыма и запретить поставлять в ОРДЛО оружие. По первой конвенции суд принял превентивную меру, по второй решил рассмотреть вопрос, когда дело будет слушаться по сути. Это должно случиться в 2019 году. Мы предоставим неоспоримые доказательства и по поддержке терроризма на востоке Украины, и по малайзийскому "Боингу".
- Много говорят о том, чтобы украинцам разрешили оружие для самообороны. Но само понятие необходимой обороны выписано нечетко. Человек, рискнувший защитить себя и свою семью, сам может оказаться в тюрьме.
- Это действительно так, необходимы более четкие правила, их нужно урегулировать путем принятия новых законов, поправок в Уголовный кодекс. В парламенте есть несколько законопроектов по вопросам самообороны. Нужно, чтобы депутаты сконцентрировались и разработали один - качественный. Должен действовать единый принцип: если кто-то посягает на вашу жизнь, вашу собственность, вы имеете право применить адекватные меры.
- В Украине создали кучу органов, которые борются с коррупцией: НАБУ, САП, НАПК. Теперь хотят Антикоррупционный суд. Это же безумная нагрузка на бюджет! А какой результат? Коррупция только усиливается.
- У нас все суды должны быть антикоррупционными. Решение суда кому-то обязательно не нравится. Но каждый должен знать: оно справедливое и принято не потому, что оппонент занес больше денег, а потому, что так гласит закон. А закон - один для всех. Что касается Антикоррупционного суда, то он предусмотрен законом о судоустройстве, который принял действующий парламент. Дискуссии не имеют смысла. Мы должны этот закон выполнить, он является частью украинской правовой системы.
- Как вы считаете, что важнее: посадить коррупционера в тюрьму или заставить его вернуть то, что украл?
- Важнее всего справедливость. Если человек совершил преступление, он должен понести ответственность. Украинское законодательство предусматривает и компенсацию ущерба, и срок заключения. Есть страны, в которых подход более мягкий, но там не было такого уровня коррупции, как в Украине за последнее 10-летие. Поэтому, я считаю, что пока нельзя вводить положение, которое позволит откупиться за коррупционное преступление.
- Кто сейчас контролирует адвокатов? Они требуют огромные гонорары, а гарантии никакой. Я сейчас веду имущественный спор, и мне кажется, что адвокат просто выматывает из меня деньги.
- У нас адвокаты очень независимы, государство фактически не имеет на них влияния. Контрольные функции переданы адвокатским центрам самоуправления в областях. Эти центры создают квалификационно-дисциплинарные комиссии. Если есть претензии к адвокату, можно подать туда жалобу. Правда, насколько эффективен этот механизм контроля, вопрос дискуссионный. Если же адвокат занимается мошенничеством, разглашает личную информацию клиента, нужно подавать заявление в правоохранительные органы.
- Как застраховаться от того, что адвокат обманет?
- Вы можете обратиться в любой центр бесплатной правовой помощи по Украине - у нас на сайте есть карта адресов - и получить первичную консультацию, чтобы лучше ориентироваться в вопросе и распознать обман, если адвокат попытается к нему прибегнуть. Но лучше всего проверить репутацию адвоката. Главная оценка качества его работы - это количество и отзывы клиентов.
- Сколько сейчас дел находится в Европейском суде по правам человека? Не получится ли так, что эти иски разорят государственный бюджет?
- Около 18 000 дел. Большинство из них мы получили в наследство от популистских решений предыдущих парламентов. Когда детям войны, чернобыльцам, афганцам назначались социальные льготы, а государство не могло их финансово обеспечить, человек шел в суд, получал решение в свою пользу, но не получал денег. В итоге обращался в Европейский суд и получал решение о сатисфакции. Таких дел почти половина, многие еще слушаются.
Сейчас мы отрабатываем на площадке Кабмина единое решение, которое закрыло бы вопрос по людям, ставшим заложниками популизма. Хотим найти механизм погашения задолженности и снять с Европейского суда 8-9 тысяч дел. Тогда Украина уйдет из тройки лидеров по количеству дел.
- В Украине приняли закон о заочном правосудии, но многие сильно критикуют эту практику.
- Заочный суд Украина не придумала сама. Мы взяли практику, которая есть в большинстве демократических стран и даже в странах, где практически нет демократии - в той же России. Вы сейчас видите, как проходит судебный процесс по госизмене Виктора Януковича. Ему обеспечили защиту, ему предоставили возможность участвовать в деле по обычной процедуре. Если бы он прибыл в Украину, то суд шел бы в очном режиме. То есть право выбора остается. А если лицо намеренно уклоняется от следствия и суда, то государство имеет механизм, позволяющий закончить расследование, вынести приговор и конфисковать коррупционные активы. Рано или поздно, когда осужденного задержат, он отбудет срок наказания в полной мере. Такие примеры есть по всему миру.
- Вот было много споров вокруг закона о люстрации, даже гранату под Радой взрывали. А ничего он в нашей жизни не изменил. Эта люстрация хоть продолжается?
- Люстрации подверглись около 10 тысяч чиновников высшего ранга времен Януковича. Сейчас актуальны другие антикоррупционные законы - электронное декларирование, мониторинг образа жизни чиновников. Люстрация выполнила свою историческую миссию, но закон продолжает действовать. Если его отменить, то для люстрированных будет снят запрет работать на государственных должностях в течение 10 лет.
|
- Скажите, в Украине уже заработала частная исполнительная служба? То есть узаконили ли коллекторские фирмы?
- Частных исполнительных служб - подчеркну: именно служб - не было, нет и не будет. Если вам звонят коллекторы, тем более если они вам угрожают, включайте диктофон и передавайте запись в правоохранительные органы. Я думаю, даже будет достаточно, если вы проинформируете звонивших, что разговор записан. Недавно вступивший в силу закон о частных исполнителях не предусматривает создания каких-то приватных служб. Частные исполнители - это самозанятые лица, которые не имеют права объединяться в группы. Они не могут заниматься вопросами выселения, выплат коммунальных или других долгов, семейными спорами, не имеют права взимать задолженность с государства или госкомпаний. Эти специалисты решают споры между предпринимателями, чтобы снять с государственной исполнительной службы лишнюю нагрузку.
- Михаилу Саакашвили удалось прорваться в Украину. Вопрос его экстрадиции в Грузию уже закрыт?
- Согласно процедуре, определенной международными конвенциями, государство, которое получает запрос на экстрадицию какого-то лица, должно провести экстрадиционную проверку. Сейчас таковая проходит в органах прокуратуры. Когда будет результат, тогда и будет приниматься решение.