Дело Нели Штепы, которое суды рассматривают уже 3,5 года, похоже, будет тянуться еще долго - суду предстоит выслушать еще порядка 40 свидетелей стороны защиты.
- У нас заявлено 47 свидетелей, на сегодняшний день допрошено 7 человек. Мы планируем выслушать всех. У нас заявлен нардеп Сергей Тарута, когда он будет допрошен, я пока не могу сказать, есть сложности с учетом его занятости, - говорит Александр Тананакин, адвокат Штепы.
Накануне судьи Ленинского суда в режиме видеоконференции допросили троих свидетелей – медиков: ночью, 17- апреля 2014 года бригада скорой увозила Штепу в больницу из горсовета, где, по словам экс-мэра, ее удерживали боевики.
- Нас встречали люди в камуфляжной форме, они сказали, что задержанной Штепе стало плохо. В сопровождении двух людей с автоматами, мы поднялись на 3 этаж, - поведала фельдшер. - Штепа была напугана. Я делала кардиограмму, врач - мерял давление. Больная нуждалась в госпитализации.
Слушание было на удивление быстрым – со всеми показаниями очевидцев справились чуть больше, чем за час. Заседание проходило при аншлаге – посмотреть, как судят Штепу, собралось порядка 20 молодых людей из "Східного корпусу". Вели себя активисты прилично, даже разговор с экс-мэром Славянска, которую обвиняют в сепаратизме и терроризме, вели не на повышенных тонах – на крик, доказывая свою невиновность, срывалась сама экс-чиновница. Вопросы задавали по существу, вспоминали все – и видео, и призывы, и интервью, данные Штепой весной 2014 года.
- Вы молодые, вы максималисты, вы увидели, что я говорю "наши ребята"? А вы увидели, что я говорила вначале?
- Мы увидели больше 3 лет войны, - не сдавался парень.
- А вы думаете, я не увидела? – уже кричала Штепа в ответ.
Адвокат экс-чиновницы Дмитрий Марченко говорит, такая популярность слушаний его смущает, а вот сама Штепа категорически против того, чтобы заседания были закрытыми.
По его словам, подзащитная в перерывах между слушаниями и гостями активно поправляет здоровье.
- У нее постоянно медицинские процедуры – ей то капельницы делают, то уколы. Ей максимально оказывается помощь, насколько это возможно, - подчеркивает защитник.
Сторона обвинения об исходе дела говорить не берется – прокурор Елена Кравченко объясняет, все решения примет судья, поэтому строить предположения о возможных сроках сейчас не имеет смысла.
- Надеемся, мы достаточно предоставим доказательств для вынесения обвинительного приговора. По моему мнению, свидетельства (выслушанные сегодня – авт.) никаким образом не оправдывает ее, не подтверждает защитников и ее позиции, поскольку в их показаниях многочисленные противоречия – мы старались уточнить у свидетелей, почему так, все дают сейчас разные показания. Например, противоречия об оказании помощи в больнице, там много вопросов, - говорит прокурор.
По ее словам, обжаловать решение о домашнем аресте, сторона обвинения не может, но документы коллегии судей с полным текстом уже получили и изучили.
- Суд посылается на ухудшение самочувствия, на ненадлежащие условия содержания в СИЗО и практику Европейского суда, - вкратце объяснила Елена Кравченко.
Браслет, который по предписанию суда, Штепа должна носить круглосуточно, уже успел сломаться – его срочно возили в Харьков чинить.
- В 9:30 пропал сигнал, прибежали из полиции и проверили, что я на месте. Сказали, что нужно менять батарейку. Сняли браслет и поставили конвой, - рассказала Штепа в зале суда в Харькове, где на нее вновь надели браслет.
Резко высказался об изменении меры пресечения Штепе председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский в СМИ. По его словам, возвращение Штепы в Славянск может спровоцировать рост сепаратистских настроений в регионе.
- Большая проблема с нашими судами: суд, который длится больше двух лет, это не суд. Я понимаю, почему сменили меру пресечения. Больше 3 лет она (Штепа- авт.)в СИЗО, если учесть закон Савченко, суд перестраховался. Я не понимаю, как суд может длиться больше 2 лет, что можно изучать? У меня такое впечатление, что суд пытается сбить эту волну и это опасный звоночек. Потому что те, кто вчера еще сидел и помалкивал о своих сепаратистских настроениях, подумают, если Нелю Штепу выпустили, значит, ничего и нам за наши действия не будет. И сегодня вопрос не в заключении Штепы, а в посыле, который получила та общественность, которая имеет склонность к так называемому "русскому миру", - считает Жебривский.
Неля Штепа стала мэром Славянска в 2010 году. После Евромайдана, когда на востоке Украины началась так называемая "русская весна", попала в плен самопровозглашенных властей города. По ее словам, все заявления, сделанные ею в тот период с призывами Путина прийти в Украину и прочие, она говорила под давлением – настаивает на том, что боевики угрожали смертью ей и ее семье. После освобождения из плена, была задержана украинскими спецслужбами и под конвоем доставлена в Харьков.
Нелю Штепу обвиняют в создании террористических организаций и покушении на территориальную целостность Украины. За это она может сесть в тюрьму пожизненно. Дело Штепы по судам ходит уже 3,5 года – его рассматривали 4 коллегии, в трех разных судах Харькова. Вплоть до 20 сентября 2017 года Штепа находилась в СИЗО. Свою вину экс-чиновница не признает.
Экс-мэр Славянска рассказала "КП в Украине", как ее встретили дома, об уверенности в победе и почему ей не стыдно смотреть людям в глаза.