Мы вспоминали, как изменилась жизнь людей в городе, в одно мгновение превратившегося из мирного в прифронтовой.
В культовой песне тех лет "22 июня, ровно в 4 часа, Киев бомбили…" есть ошибка. На самом деле авиаудар по нынешней столице Украины был нанесен около 6 часов утра. Первые бомбы упали в районе Жулянского аэродрома, железнодорожного вокзала, Сенного рынка и Лукьяновской тюрьмы. Было понятно - Киев первая и главная стратегическая цель немецких войск, и именно на украинское направление были брошены основные силы группы армий "Юг". Внутренняя мобилизация в Киеве проводилась "стахановскими" темпами. Ежедневно около 150 тысяч человек были задействованы на строительстве оборонительных рубежей. Жителями города было сооружено 750 дзотов (древесно-земляных огневых точек), вырыто около 40 километров противотанковых рвов, заложено 100 тысяч тонн взрывчатки на минных полях. Важно понимать, что делали все это гражданские люди.
В то же время создавалось и народное ополчение. В первых числах июля в Киеве было сформировано 13 истребительных батальонов и 19 отрядов народного ополчения. В эти подразделения вошли 32 800 человек. Батальоны создавались при партийных организациях районов города и крупных предприятий. Кроме того, отдельным подразделением был сформирован комсомольский полк. Именно комсомольцы должны были стать истребителями танков.
В самом же городе оставалось все меньше и меньше мужчин, на улицах можно было видеть только женщин и стариков. Крещатик в эти дни был как никогда пустынен, казалось, что люди попросту боятся выходить на улицы.
|
Один из самых узнаваемых символов прошедшей войны - противотанковый "еж" - был изобретен первым комендантом Киева, начальником Киевского танково-технического училища генерал-майором Михаилом Гориккером. Идея проекта зародилась в голове у инженера Гориккера давно, но полностью ее сформировать и закончить все расчеты он смог в первые дни войны. Уже 3 июля испытания противотанкового "ежа" прошли на танковом полигоне КТТУ (где сейчас расположено посольство США) и были приняты на вооружение. Особенность изобретения заключалась в том, что "еж", в отличие от принятого к тому времени статичного противотанкового препятствия, был подвижен. Если на него наезжал танк, он переворачивался, попадал под боевую машину, приподнимал ее (а иногда и протыкал днище) и таким образом выводил ее из строя. Для наступающих мобильных немецких войск это новшество стало неприятным сюрпризом и проблемой. Впоследствии "звездочка Гориккера" успешно применялась при обороне других городов: Одессы, Москвы, Ленинграда и Севастополя.
В считаные дни гражданские предприятия Киева были переведены на военные рельсы. Некоторые из них спешно готовили к эвакуации куда-то за Урал, другие перестраивали под нужды фронта. На ликеро-водочных, пивных заводах вместо обычной продукции в бутылки стали заливать зажигательную смесь. В первых партиях "коктейлей Молотова" никто даже и не думал срывать этикетки. Так и получали бойцы-ополченцы по две бутылки на руки. На одной надпись "Жигулевское", на второй - "Дюшес". Зачастую эти две бутылки и оставались единственным выданным оружием. Другое нужно было добыть в бою.
Киев перестраивался под войну быстро. Кроме пивных и ликеро-водочных заводов новые указания получили и все другие предприятия. На судоверфи "Ленинская кузница" речные буксиры переделывались в канонерские лодки - палубные надстройки обшивали противопульной броней, а сами суда вооружали артиллерией и пулеметами. Дарницкий вагоноремонтный и Киевский паровозо-вагоноремонтный заводы создали три ополченских бронепоезда.
Важность контроля над Киевом понимали и в Москве. В первые месяцы обороны сюда перебрасывались части, которым с первого взгляда в сухопутной центральной части Украины вообще делать было нечего. Например, в обороне столицы Украины были задействованы корабли Днепровского отряда Пинской военной флотилии. Мониторы и канонерские лодки, палубы которых были замаскированы живыми деревцами, занимали позиции у берегов днепровских островов и оттуда обстреливали наступавшие вдоль берега части противника. А переправы в районе впадения в Днепр реки Десны обороняли морские пехотинцы. В ходе боев и при попытке выхода из окружения погибли все моряки, сражавшиеся за Киев.
Свою роль в обороне города сыграли и десантники. 5-я, 6-я и 212-я воздушно-десантные бригады 3-го Воздушно-десантного корпуса были переброшены под Киев в начале августа 1941 года. И сразу в бой. Во многом благодаря им наступление немцев, продвинувшихся в первых числах августа к голосеевским высотам, было остановлено. Тогда это был ключевой момент обороны, ведь с этих высот противник мог корректировать огонь артиллерии по киевским мостам. Десантники атаковали противника ночью неожиданно. В рукопашном бою им удалось освободить здания Лесотехнического техникума и отбросить противника к Голосеевскому лесу. Кстати, в голубых петлицах у десантников были такие же значки, как и у летчиков (пропеллеры). Это дало повод для слухов среди немцев. Они всерьез считали, что против них был брошен последний резерв - недоученные курсанты летных школ.
Это была 13-я танковая дивизия 1-й танковой группы генерал-полковника Эвальда фон Клейста. Танковые и моторизованные дивизии этой группы составляли острие танкового клина группы армий "Юг". По плану "Барбаросса" Красная армия должна была быть уничтожена на Правобережье до конца лета. После безуспешных попыток прорвать первую линию обороны города танковые и моторизованные дивизии 1-й танковой группы развернулись на юг, стремясь отрезать от Днепра отступавшие из Винницкой области 6-ю и 12-ю армии. Маневр Клейсту удался, в первой декаде августа советские армии были уничтожены в Уманском котле, а к Киеву начали подтягиваться дивизии, которым предстояло взять его штурмом. Отсчет обороны города начинается с 11 июля, всего же она длилась 72 дня - до 20 сентября 1941 года.