Президент подписал указ о демилитаризации недостроенного крейсера "Украина". Дескать, корабль превратился в "чемодан без ручки" и содержать его слишком дорого - свыше 6 миллионов гривен в месяц.
Головная боль армии
Свыше тридцати лет ракетный крейсер простоял в акватории николаевского завода имени "61 коммунара". У Украины нет аналогов кораблю, но на обороноспособность нашей страны его "распил" никак не повлияет - все эти годы он стоял недостроенным. В общем, жалеть об "Украине", похоже, мало кто будет. Как сказал "КП" в Украине" контр-адмирал Николай Жибарев, демилитаризация крейсера означает: у страны одной головной болью станет меньше.
- Крейсер начали строить в 80-х годах при СССР, и он давно морально устарел. Поскольку содержать его дорого, а модернизировать и эксплуатировать нереально, то демилитаризация - единственный выход. То, что нельзя продать, нужно снять и положить на склад. Материальную часть, которая понадобится - двигатели, турбины, генераторы, отдать на нужды Военно-морских сил Украины. А все остальное - продать как металлолом. Деньги от продажи, если они останутся после погашения задолженностей, есть смысл потратить на закупку катеров и кораблей. Все что у нас имеется - устаревшее, и новые суда украинской армии необходимы, - рассказал Николай Жибарев.
Хотела выкупить Россия
Ракетный крейсер "Украина", в девичестве "Комсомолец", был четвертым кораблем проекта "Атлант", входит в состав Военно-морских сил Украины. Строился крейсер 32 года на судостроительном заводе имени "61 коммунара" в Николаеве с 1984 года.
В 1994 году для корабля сформировали экипаж, но из-за отсутствия финансирования строительство крейсера прекращено. В следующий раз решение о достройке приняли в 1998 году, команду опять набрали, а потом распустили. Корабль на тот момент был готов на 95%.
В августе 2004 года крейсер открыли для экскурсионного посещения.
В 2010-х годах велись переговоры о его продаже. В мае 2010 года правительство Украины договорилось о достройке крейсера, а через месяц Россия заявила о желании его купить. К сентябрю 2013 года якобы сошлись на цене в 1 миллиард рублей. Естественно, в свете событий 2014 года сделка так и не состоялась.
ТТХ
"Киеву" и "Варягу" нашли применение
Крейсер стал отелем
|
Тяжелый авианесущий крейсер "Киев" построили николаевские корабелы в 1975 году за пять лет. В 1977 - 1982 годах "Киев" нес боевую службу в Атлантике и в Средиземном море. В 1993 году из-за недостатка средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования выведен из боевого состава российского флота, демилитаризирован и продан за 1,6 миллиона долларов неустановленным лицам, которые перепродали корабль уже за 8,2 миллиона долларов правительству КНР.
В 2000 году корабль отбуксировали в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован, как было объявлено официально, в корабль-музей, а на самом деле в аттракцион. В сентябре 2003 года "Киев" стал частью тематического парка "Бинхай". В 2011 году корабль переоборудовали в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около 15 млн долларов.
ТТХ
"Варяг" - первый китайский авианосец
|
Авианосец "Варяг" раньше принадлежал Украине, но в настоящее время состоит на вооружении Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая. В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся ТАВКР "Варяг" отошел Украине. В 1992 году строительство остановили, корабль законсервировали, а в апреле 1998 года продали китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 20 млн долларов для организации плавучего центра развлечений с казино.
В начале 2008 года "Варяг" получил неофициальное имя "Ши Лан" в честь китайского полководца XVII века, корабль был поставлен на инспекцию и ремонт в сухом доке военно-морской базы Далянь.
В 2011 году авианосец "Ши Лан" был сфотографирован в Желтом море американским разведывательным спутником во время ходовых испытаний. В том же году выяснилось, что Китай завершает достройку и модернизацию корабля, сделав его своим первым авианосцем.
ТТХ