«Одноразовых» разговоров о счастье не приемлем»
- Владимир Михайлович, Андрей из Киева беспокоит. Насколько вероятно, что «коалиция трех» из БЮТ, НУ-НС и Блока Литвина все-таки будет создана в срок?
- В субботу я встречался с Юлией Тимошенко и на ее предложение изложил свое видение событий. Мы готовы формализовать наши отношения в Верховной Раде, ведь и до развала коалиции обеспечивали ее функционирование благодаря голосованию нашей фракции. Если нужно, то мы готовы вести речь о формальном участии в создании новой коалиции. Но от этого суть не изменится, Блок Литвина как работал, так и будет работать на благо народа.
Однако мы не воспринимаем ультиматумов, не приемлем «одноразовых» разговоров про украинское счастье. Я уверен, что нужно записать на одном листе бумаги наши принципы, все то, что мы будем делать в ближайшее время. И начать работу.
- Ирина, Днепропетровск. Чего ждать от досрочных выборов? Изменений к лучшему или еще более глубокого кризиса власти?
- Если бы я знал ответ на этот вопрос… У нас действует известный принцип: «Ще нiколи так не було, щоб нiяк не було, якось воно буде». Мне кажется, что украинская власть собственную безответственность хочет переложить на людей, устроив очередные выборы.
Новейшая история Украины - история предательств. Партия регионов договаривалась с президентом о новой коалиции, но переговоры сорвались - Виктор Андреевич не выполнил своих обещаний. Тогда они стали пытаться объединиться с Тимошенко, которая в свою очередь тоже сделала вывод, что уже наступил час «Х» и на президента можно не обращать внимания. И начали сообща мстить принятием соответствующих решений: на нарушение президентом Конституции и законов ответили «достойно» - тем же нарушением законов и попыткой поправить сам Основной закон. А что выборы изменят при таком подходе? Ничего.
- Антон, Одесса. Вам принадлежит афоризм: «У истории длинная память, а у людей короткая». Что вы хотели этим сказать?
- Вы мне льстите, я не его автор, просто где-то вычитал. А потом убедился, что это очень правильный лозунг для украинских реалий. Ведь наши люди все прощают: еще вчера клеймили политика позором, а уже сегодня забыли и простили. Но история рано или поздно об этом напомнит. А вы считаете, что лозунг неправильный?
- Ну, можно поспорить, наверное. Ведь люди не забыли, скажем, про Павла Лазаренко, который в Штатах спустил украинские миллионы на адвокатов…
- События, которые сегодня нам приходится переживать, спрессованы и настолько насыщены, что человек забывает даже, позавтракал он с утра или нет. Это историческая закономерность: древний период истории длился 3 тысячи лет, средние века - одну тысячу, новое время - 300 лет, а новейшая история - менее 100 лет. Сегодня говорят, что за 30 лет в XXI веке произойдет такое же количество событий, катастроф и стрессов, сколько за весь XX век. Поэтому человеческая память вынуждена отбрасывать «не нужные» ей события.
Импичмента президенту не будет
- Роман, Киев. Скажите, насколько велика вероятность досрочных выборов президента?
- Конституция предусматривает для него меру «принуждения к ответственности» в виде импичмента. Но я должен заметить, что нормы организации и проведения этой процедуры выписаны таким образом, что осуществить импичмент практически невозможно. И когда сегодня слышу, что нужно рассмотреть вопрос об отставке Виктора Ющенко, я говорю - не тратьте даром силы. Даже если найдутся достаточные основания для импичмента, в нашей правовой системе это абсолютно невозможно.
|
- Олег, Киев. Почему русскоязычное население юго-востока нашей страны и украиноязычное - запада никак не могут объединиться? И как, по-вашему, если уж единство народа потеряно, не лучше ли нам цивилизованно разделиться, как, например, Чехия и Словакия?
- Пример Чехии и Словакии нам абсолютно не подходит. Страны совершенно разные, другие и исходные условия. А пропасть между востоком и западом увеличивается из-за сознательных действий украинских политиков: во главу угла они ставят вопросы, не объединяющие, а разделяющие страну. И почему-то называют это «компромиссом по-украински».
Например, оценки событий на Кавказе разными политсилами разделяют страну. Дело не в том, что подобный сценарий хотят не допустить в Украине. У наших партий совершенно другие мотивы: какие-то из них хотят понравиться одной стране, какие-то - другой. А принципиальной политической линии нет.
Я же неоднократно предлагал: давайте начнем говорить то, что воспримут спокойно как на востоке, так и на западе страны. И соответственно действовать. Люди хотят спокойной жизни? Хотят. Люди хотят, чтоб у нас была нормальная социальная система? Хотят. Люди хотят, чтобы у нас не было конфликтов и войн? Хотят. Так давайте оставим в покое вопросы НАТО, разнообразные оценки прошлого, подождем с решением языкового вопроса и не будем форсировать выведение из Украины Черноморского флота РФ.
На политику нельзя смотреть без валерьянки
- Ирина, Донецк. Как вы считаете, есть ли сейчас в Украине достаточно сильный человек, который смог бы стать президентом и вывести страну из кризиса?
- Нас еще 46 миллионов осталось! Так неужели не сможем найти достойного политика? Или снова будем на княжение кого-то приглашать, как в далеком прошлом?.. Конечно, есть люди, их нужно просто увидеть. У них нет денег, нет возможности себя постоянно рекламировать и нанять политтехнологов за пределами страны.
К большому сожалению, люди у нас голосуют не «за», а всегда «против». На западе поддерживают «помаранчевых», но лишь для того, чтобы не поддерживать «бело-голубых». На востоке голосуют за вторых, но для того только, чтобы «насолить» первым. Очевидно, нужно, чтобы прошло какое-то время и мы стали беспристрастными и объективными.
- Не кажется ли вам, что стране стоит вообще отказаться от президентства как института власти?
- Я полагаю, что у наших политиков укоренилось поверхностное отношение к форме организации власти: мол, если президент не нравится - давайте его ликвидируем. Не нравится парламент - давайте его разгоним. Я не являюсь сторонником таких скороспелых решений. Думать нужно не о властных институтах, а о человеке.
Украина к 2004 году имела все необходимые условия для перехода к парламентско-президентской форме правления. Нам надлежало решать вопросы внутреннего обустройства, а для этого следовало рассредоточить власть, чтобы президент, парламент и правительство работали ответственно. Сейчас, мне кажется, мы потеряли этот удачный момент политического развития. Страна в своем становлении отброшена на несколько лет назад, а пропорциональная избирательная система вообще исключает возможность говорить об эффективности парламентской республики.
Сегодня тон задают финансово-олигархические группы, и если президента будут избирать в парламенте, олигархи будут избирать представителя из своего лагеря. В нынешней неразберихе, при коллективной безответственности властей, имеет смысл выстраивать систему власти, основанную на персональной ответственности. Поэтому я не спешил бы экспериментировать, изменяя Конституцию.
- Здравствуйте. Беспокоит Анна из Киева. Вы производите впечатление уравновешенного, толерантного человека. Как вам это удается в неспокойной атмосфере нашей политики?
- Если бы вы только знали, что творится у меня в душе… Я думаю, у меня на сердце не один шрам. Вообще-то, говорят, лучше выплескивать негативную энергию, чем носить ее в себе.
- И вам удается это делать?
- Раньше запросто мог расслабиться. Сейчас уже не хватает сил, но все равно стараюсь снимать стресс - либо плаваю и играю в футбол, либо парюсь в бане, либо просто пытаюсь лечь и уснуть пораньше. Но на украинскую политику все равно нельзя смотреть без валерьянки. Если б вы знали, какие в политике существуют подспудные течения, как у нас умеют дружить друг против друга! Когда тебя обнимают и рассказывают, что с тобой хотят дружить, а потом печатают о тебе гнусные публикации!