Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Анатолий КИНАХ: «Неэффективная власть - вот главная угроза национальной безопасности»

Анатолий КИНАХ: «Неэффективная власть - вот главная угроза национальной безопасности»

«Политики не понимают всего риска»

- Олег, Днепропетровск. Анатолий Кириллович, хочу поинтересоваться: идут ли переговоры либо нас ждут очередные досрочные выборы?

- Безусловно, очередные внеочередные выборы стране и людям не нужны, но, увы, их вероятность очень велика. Сейчас идет лишь имитация переговорного процесса: политики не понимают уровня рисков, которые в данный момент только обостряются для страны. Государственные мужи, представители тех или иных фракций пока не научились исходить из высших приоритетов, а проблемы тем временем накапливаются. Необходима консолидация в условиях нарастания энергетических трудностей, заблокированной пенсионной реформы, резко ухудшающихся демографических показателей. Нужно вести по поводу общенациональных проблем дискуссию, создавать дееспособную коалицию и профессионально, ответственно работать, а не углублять системные кризисы.

- Ольга, Киев. У меня вопрос к Анатолию Кинаху. Как нормальные люди и честные общественные организации могут заставить власть себя услышать?

- Мы постоянно декларируем, что Украина строит правовое демократическое государство, а главный носитель власти - народ. Однако по факту я вынужден констатировать, что качество диалога между государством и обществом снизилось. Но ведь власть, государство должны отвечать перед народом за свои обязательства, за то, как формируется развитие страны, каково качество жизни граждан и есть ли у них уверенность в завтрашнем дне. Во многих проблемах повинно политическое противостояние… 

Но я не хотел бы быть пессимистом. Нам нужно серьезно осмыслить эти процессы, и очень важно, чтобы организации, в которых объединяются люди независимо от их политических взглядов, совершенствовали систему контроля со стороны общества за действиями власти. Это требует и изменения Конституции, и постоянной обратной связи между государством, властью и обществом.

Снижения курса доллара не будет

- Анатолий Кириллович, вас беспокоит Николай из Киева. Скажите, что привело к тому, что доллар начал существенно расти в цене, в то время как в мире, наоборот, падает? А в Украине доллар будет расти или падать в цене?

- Валютно-курсовую политику властей спрогнозировать сложно: правительство изначально повело себя неправильно. Во всем мире изменение курса национальной денежной единицы сродни чрезвычайному происшествию, перед этим нужно учитывать огромное количество параметров. Ведь конкурентоспособность национальной экономики и уровень жизни граждан не должны пострадать ни в коем случае!

В Украине этого не произошло. Политика Кабмина и НБУ была полностью несогласованной. Сначала, несколько месяцев назад, правительство административными методами ревальвировало гривну, и негативное сальдо внешней торговли стало в десять раз выше, чем в прошлом году. А это потеря сотен тысяч рабочих мест, не говоря уже о том, что пострадали граждане, державшие сбережения в валюте. После этого правительство призвало граждан покупать гривны, чтобы защитить сбережения, и люди оказались обманутыми второй раз за несколько месяцев, когда доллар вырос в цене!

Вообще-то в нормальной правовой стране такими колебаниями немедленно заинтересовались бы «компетентные органы». У нас вот, я уверен, не обошлось без того, что информированные люди «нагрели руки». Ну а дальше - в течение всего следующего года - курс доллара будет колебаться в рамках 5 - 5,05 гривны за одну у.е.. Это усредненное мнение экспертов, и все они сходятся в том, что существенного снижения курса доллара не произойдет.

- Елена, Симферополь. В Украине сейчас много говорят о нацбезопасности. На нас действительно кто-то собирается нападать?


Любимые женщины Анатолия Кинаха - жена Марина и дочь Софийка.

- Доверием в мире пользуются только те государства, которые способны современными способами защитить свои экономические и политические интересы. По сути, это высший приоритет любого государства. Но сегодня в Украине мы видим противоположную картину: власти не то что страну, они сами себя защитить не в состоянии - президентская сторона во всеуслышание обвиняет правительство в предательстве, а та, в свою очередь, говорит едва ли не о психических отклонениях в президентском Секретариате. Это бьет по имиджу страны, по эффективности власти в целом.

Вместо того чтобы решать вопросы, связанные с нацбезопасностью, а это комплекс направлений в энергетике, информации, обороне, власти занимаются никому не нужной полемикой. Нет стратегического видения развития страны. Даже СНБО, который, по Конституции, является одним из важнейших координирующих органов в сфере нацбезопасности, сегодня стал инструментом противостояния. Каким еще словом, кроме «унижение», можно назвать ситуацию, когда выполняется лишь 17% из всех решений, принимаемых СНБО?

Так что существует даже не угроза госбезопасности, а угроза потери государственности. Раз уж решение задекларировано на СНБО, его нужно выполнять. Например, два года назад приняли Госпрограммы реформирования Вооруженных сил Украины до 2011 года с переходом армии на контрактную основу. А за два года финансирование программы сорвано - армия недополучила 8 миллиардов гривен…

«Манией величия я не страдаю»

- Тарас, Киев. Каковы ваши политические амбиции? Хотели бы снова «примерить» портфель премьер-министра или вице-премьера? А может, мечтаете о президентском штандарте?

- Я никогда не страдал манией величия, но горжусь тем, что за последние 12 лет работал в 5 правительствах, начиная от руководителя экономического блока и завершая премьер-министром. Но меня очень тревожит, что уровень профессионализма, ответственности власти сегодня катастрофически снизился. Все, что происходит в кадровой политике, сейчас оценивается по принципу «свой-чужой». Портфель получает тот, кто больше за него заплатит, продемонстрирует личную или политическую преданность. 

Я недавно разговаривал с несколькими банкирами: они рассказали, что к ним в банк пришли несколько претендентов на работу в государственной таможенной службе и попросили кредит, чтобы заплатить за должности. «А мы за несколько месяцев вернем кредит, и все будут довольны!» - взяточники даже не попытались «замаскироваться», скрыть цель кредита. Уровень коррупции и «щипачества» вырос беспрецедентно. Я был бы очень рад, если бы в правительство, в органы власти по всей вертикали пришли современные подготовленные менеджеры, умеющие защищать государственные интересы. Правительство, власть в целом должны работать на всю страну и экономику, а не быть частью политического противостояния. Ради таких целей я готов направить свой опыт и волю. 

- Здравствуйте, Александра из Донецка беспокоит. У меня вопрос к Кинаху: вы дома говорите на каком языке - на русском или украинском?

- В основном на русском. Языковые проблемы дома не возникают: младшая дочь, третьеклассница София, в школе говорит на украинском, а дома -когда по-русски, а когда по-украински.

А недавно, придя с работы, услышал от нее: «Папа, с этого дня говорим только по-английски»! Я чувствую, что мой отцовский авторитет сразу стал снижаться - пришлось бежать за самоучителем. (Смеется.)

- Я ведь не просто так спросила. Хотела поинтересоваться, как вы относитесь к языковой проблеме. 

- Каждый человек, живущий в нашей стране, должен иметь право излагать свои мысли на том языке, на котором ему удобно. А тому, кто не знает какой-либо из основных «разговорных» языков в Украине, я отвечу фразой одного из философов: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». И надо только радоваться, если наши дети будут знать украинский, русский, английский и другие языки.

Проблемы развития государственного украинского языка и поддержание его баланса с русским должны решаться так, чтобы нация объединялась, а не разобщалась. И чтобы этот вопрос не становился предметом политических спекуляций. Со статусом же русского языка нужно обращаться очень бережно, ведь на нем разговаривают миллионы украинских граждан.