Сегодня - день «Ч» в российско-украинских отношениях. 1 октября истекает срок, в течение которого Россия и Украина могли бы отказаться от продления своего большого 10-летнего Договора о дружбе. А это значит, что между нашими странами автоматически еще на 10 ближайших лет сохраняются, как это сказано в Договоре, «дружественные отношения» и «добрососедство». А также государственные границы. Самое время вспомнить, о чем же все-таки договаривались 10 лет назад президенты Ельцин и Кучма. И правильно ли мы сделали, что не отказались продлить Договор. «КП» спросила об этом двух политологов - украинского и российского: директора Киевского центра политисследований и конфликтологии Михаила ПОГРЕБИНСКОГО и завотделом Украины Института стран СНГ (г. Москва) Кирилла ФРОЛОВА.
Что с Договора имеет Россия...
Фролов:
- Ратификация Договора принята в пакете с соглашением о базировании Черноморского флота в Севастополе до 2017 года. То есть базирование российского флота было условием для подписания Договора. Но все действия команды Ющенко против российского флота перечеркивают это соглашение. А значит, нарушают Договор.
...и что Украина?
Погребинский:
- Договор о дружбе - это главное юридическое основание украинских границ. И разговоры некоторых российских политиков о том, что статус Севастополя и Крыма можно поставить под сомнение, упираются именно в этот документ.
А если Киев идет в НАТО?
Фролов:
- Договор был уступкой со стороны России. Мы признали госграницу Украины. Напомню, как только Договор был ратифицирован, тогдашний президент Леонид Кучма провозгласил курс Украины на вступление в НАТО и начал отрывать украинскую церковь от русской. То есть украинская сторона стала сжигать все мосты с Россией.
Погребинский:
- Сегодня вопрос о том, что Украина в 2009 году станет членом НАТО, не стоит. Но вообще-то никаких формальных препятствий для этого нет. В Договоре написано, что стороны не предпринимают действий друг против друга. Но чисто формально НАТО не является врагом России. Об этом не сказано и в публичных российских документах.
Можно ли этот документ разорвать?..
Погребинский:
- Сегодня все понимают, что Договор не выполняется. Он вовсе не гарантирует дружеских отношений. В то же время первой отказываться от него не хочет ни Россия, ни Украина. России в роли могильщика выступать контрпродуктивно. А Украине сейчас некому да и нечего по этому поводу сказать. Пока непонятно, какой курс выберет страна. Ющенко ведет русофобскую линию. Остальные политики пытаются занять свою позицию, но не могут договориться о том, что же такое украинские национальные интересы.
Фролов:
- Чтобы расторгнуть Договор, одной из стран достаточно демонстративно нарушить его условия. Что и делает Украина. В статье 6 сказано: Стороны обязуются не заключать с третьими странами договоров, направленных против другой Стороны. Вступление Украины в НАТО - явная угроза для России.
Уже в декабре нынешнего года Ющенко, если, конечно, он еще останется у власти, начнет присоединять Украину к Плану действий по членству в НАТО. Тогда Украина автоматически выйдет из Договора.
Реально ли вернуть Крым?
Погребинский:
- У России могут возникнуть претензии на Севастополь и Крым. Но есть еще и отдельный Договор о границах Украины. Его тоже придется денонсировать. Думаю, что этого не произойдет. То, что Россия потенциально может получить, не стоит тех проблем, которые она приобретет. Ведь в XXI веке не важно, за кем числится территория. Гораздо важнее, например, то, кто контролирует на ней бизнес. Территориальные претензии к Украине вызовут абсолютно ненужное для России обострение с Европой.
Фролов:
- С выходом из Договора отношения между странами не разрываются (например, Россия и Япония сотрудничают даже без мирного договора). Зато это означало бы для России преодоление ельцинского наследия в политике. Было бы началом отношений с Украиной с чистого листа. Бывшая братская республика входит в зону привилегированных национальных интересов России. То есть Россия будет ставить вопросы о судьбе русскоязычного населения Украины и украинской церкви Московского патриархата. И, конечно же, о российском Черноморском флоте.