В Международном рейтинге восприятия коррупции Украина по итогам 2016 года опустилась на 131-е место. Годом ранее наша страна была 130-й. И учтите - в прошлом году в Украине с коррупцией боролись уже сразу три специализированных ведомства, сотрудники которых получают космические зарплаты.
Почему так происходит: из госбюджета страны на борьбу с коррупцией тратятся колоссальные средства, а за решеткой еще не оказался ни один "крупный" коррупционер?
Плохие законы и отсутствие политической воли
У каждого из трех украинских антикоррупционных ведомств есть железобетонные аргументы в ответ на вопрос - почему общество не видит плодов их работы? В НАБУ говорят, что они заработают на полную катушку, как только Верховная Рада примет закон, дающий им право самостоятельного снятия информации с каналов связи без предварительного одобрения СБУ. То есть одобрит "прослушку".
А еще им не хватает Антикоррупционного суда. В НАБУ утверждают, что они передали в суды не один десяток дел, но судьи не спешат их рассматривать. По словам главы НАБУ Артема Сытника, на сегодня его ведомство расследует 264 производства на сумму 83 миллиарда гривен.
Сложнее ситуация в НАПК. На первом этапе деятельности ведомство столкнулось с техническими и политическими сложностями при запуске Единого реестра электронных деклараций чиновников. И как бы это парадоксально ни звучало, до сих пор не утвержден порядок проверки е-деклараций. А нет порядка проверок – нет и самих проверок.
САП же периодически оказывается в эпицентре давления со стороны ГПУ и НАБУ – ведомства никак не могут согласовать функции и полномочия.
- Чтобы побороть коррупцию, нужна политическая воля. Для примера: наше НАБУ было организовано по румынскому образцу. Только вот в Румынии Антикоррупционное бюро в кратчайшие сроки смогло показать результат, и на скамье подсудимых оказалось немало топ-коррупционеров, а что мешает НАБУ – вопрос риторический, - говорит политолог Владимир Фесенко.
Минус одно ведомство
Не исключено, что в ближайшее время в команде антикоррупционеров станет на одно ведомство меньше. Уж слишком много критики звучит в адрес НАПК.
Министр юстиции Павел Петренко на днях обвинил НАПК в том, что ведомство блокирует назначение победителей конкурсов на госслужбу, а еще в нежелании принять новый порядок проверок е-деклараций с замечаниями Минюста. Ранее катком критики по НАПК прошелся и премьер Владимир Гройсман.
- Относительно коллективной безответственности и трижды переделанных порядков проверок. НАПК полноценно бы выполняло свои обязанности относительно проверок топ-чиновников, в том числе и представителей правительства, если бы не бойкот работы НАПК (на нормативном и техническом уровнях), не искусственно созданный пафос госоргана, который на фоне критики других "выстраивает" свой авторитет, - парировала министру юстиции глава НАПК Наталья Корчак.
А пока чиновники и антикоррупционеры выясняют отношения, в парламенте прошел слушок о том, что функции НАПК могут передать НАБУ.
- Насколько мне известно, такой вариант рассматривается. Это подследственность НАБУ, - сказал народный депутат Мустафа Найем.
|