22 декабря
Загрузить еще

Трамп победил благодаря новейшим технологиям влияния на сознание

Трамп победил благодаря новейшим технологиям влияния на сознание
Фото: Дональд Трамп. Фото: REUTERS

Стремительное появление новых информационных технологий и развитие социальных сетей, помимо своей практической значимости, может нести и определенную угрозу. IT- сфера получает все большей доступ не только к персональным данным человека, но и к его сознанию. А знание всех тонкостей и нюансов характера открывает прямой путь к манипулированию сознанием, взглядами и поступками человека.

Швейцарский журнал "Das Magazin" опубликовал расследование, которое доказывает, что технологии персонализированной рекламы в сети Facebook повлияли на итоги выборов в США и референдума о выходе Великобритании из ЕС.

Big Data позволяет измерить человеческую личность

Речь идет о технологии управления и анализа очень большими объемами данных (Big Data) в социальных сетях, которые могут стать, и уже становятся универсальным методом влияния на сознание человека.

Все действия пользователя интернета, социальных, телефонных сетей оставляет свой цифровой след в них. Тесты, лайки, покупки, высказывания, фотографии, клики на рекламные баннеры и пр.– все это сохраняется в сети. Сначала, весь этот массив информации был не востребован, но потом, умные головы поняли, что все эти данные являются бесценной информацией для определения целостного портрета человека.      

Поэтому использование Big Data как раз и подразумевает работу с огромным объемом самой разрозненной информации из разных источников для максимально эффективного продвижения новых продуктов и роста конкурентоспособности. Изначально его применение распространялось только на бизнес-сферу, но потом оказалось, что его также эффективно можно использовать и для влияния на сознание человека в любых сферах, вплоть до политики.

"Big Data позволяет измерить человеческую личность. С ее помощью можно точно понимать, с каким человеком имеешь дело, в чем его желания и страхи, наконец, как он себя может вести. Проблема была в сборе данных: чтобы что-то понять о человеке, от него требовалось заполнить огромный опросник. Но потом появился интернет и Facebook", - пишет "Das Magazin".

Первым начал использовать этот метод студент Кембриджа, а теперь сотрудник Фейсбука Михал Козински. Еще в 2008 году, на основе психометрии, которая является методом измерения человеческой личности, он придумал и запустил приложение для Facebook под названием MyPersonality. Пользователю предлагалось ответить на огромный список вопросов из ответов на которые стало возможным вычислить личные ценности испытуемого.

Михал Козински, например, доказал, что анализа 68 лайков в Facebook достаточно, чтобы определить с 95 процентной вероятностью цвет кожи испытуемого, 88-процентой - гомосексуальность и с 85-процентой вероятностью - приверженность той или иной партии.

Козински утверждал, что его модель после десяти изученных лайков в сетях, позволяет лучше узнавать личность человека чем его коллеги по работе. После 70 лайков - лучше, чем друг. После 150 лайков - лучше, чем родители. После 300 лайков - лучше, чем его партнер. А с еще большим количеством изученных действий можно было бы узнать о человеке лучше, чем он сам. "По сути, Козинский изобрел поисковую систему по людям", - пишет "Das Magazin".

В чем опасность применения Big Data?

Подобный метод открывает неограниченные возможности для влияния и даже манипуляции сознанием человека. Сам Козински предупреждает, что его методы "могут нести угрозу благополучию, свободе или даже жизни людей".

И эта угроза уже проявилась. Швейцарское издание "Das Magazin" утверждает, что Брексит и победа Трампа – как раз являются подтверждением применений технологий управления Big Data. В мире действуют целые компании, которые успешно используют этот метод. А их услуги становятся все более востребованными в политической и бизнес-среде. 

"Непонятно было и то, чем же является Big Data для человечества — большой опасностью или большим достижением? Но с 9 ноября мы знаем на это ответ. Ведь и за предвыборной кампанией Трампа в интернете, и за кампанией в поддержку Brexit стоит одна и та же компания, которая специализируется на Big Data – "Cambridge Analytica", - - пишет "Das Magazin".

"Мы в Cambridge Analytica разработали модель, которая позволит высчитать личность каждого совершеннолетнего гражданина США", - заявлял директор этой компании Александр Никс. "Das Magazin" сообщает, что его фирма закупает персональные данные из всех возможных источников: кадастровые списки, бонусные программы, телефонные справочники, клубные карты, газетные подписки, медицинские данные. Cambridge Analytica также использует IQ-тесты и прочие небольшие приложения, чтобы получать осмысленные лайки от пользователей Facebook. "У нас есть психограммы всех совершеннолетних американцев, это 220 млн человек", - заявлял сам Никс.

Успех Cambridge Analytica основан на нескольких направлениях. Это психологический поведенческий анализ пользователя сетей, изучение Big Data (большие данные) и таргетированная, персонализированную рекламу, которая максимально близко подстраивается под характер отдельного потребителя.

Журнал сообщает, что в ноябре 2015 года лидер радикальных сторонников  Brexit в Англии Найджел Фарадж объявил, что его сайт подключает к работе со своей интернет-кампанией некую компанию, специализирующуюся на Big Data, а именно, Cambridge Analytica. Результат референдума – известен, а это значит, что метод действует. 

Эта же компания, как оказалось, активно и успешно сотрудничала и с кандидатов в президенты США Дональдом Трампом, а сам кандидат стал моделью применения системы. Некоторые эксперты считают, что именно ей обязан своей победой кандидат. За выборы Cambridge Analytica получила от Трампа порядка 15 миллионов долларов. А один из его помощников заявил, что Facebook превратился в совершенное оружие и лучшего помощника на выборах.

И это утверждение применимо в любой другой стране. Издание "Das Magazin" сообщает, что в Германии оппозиционное движение "Альтернатива для Германии" имеет в Facebook больше подписчиков, чем ведущие партии ХДС и СДПГ вместе взятые. Поэтому политики во всем миру начали обращаются за услугами к Cambridge Analytica. Это "Национальный фронт" во Франции. Партии из Швейцарии и Германии. 

Но некоторые эксперты бью тревогу по поводу. Например, психологическое таргетирование, подобно тому, что использовали в Cambridge Analytica, повышают число кликов на рекламе в Facebook на 60 процентов. А вероятность же того, что после просмотра персонализированной рекламы люди купят ту или иную вещь, или проголосуют за нужного кандидата возрастает на 1400 процентов.

Мнение эксперта

"Подобные технологии скоро появятся в Украине"

Виктор Валеев, директор Ассоциации "Информационные технологии Украины"

Сама по себе технология больших данных (Big Date) не несет ничего мистического, и уж точно не позволяет управлять сознанием. Фокус тут очень прост - если в Америке более 100 миллионов избирателей, а "рыхлый пояс" неопределившихся составляет несколько миллионов, то анализируя поведение этих групп людей, например, в Фейсбуке, мы можем получить точную картину того, о чем они думают и узнать их сиюминутные чаяния.

Также можно понять, как они реагируют на те, или иные посылы, действия кандидатов и конечно скандалы. После этого можно разбивать их на группы и анализировать какие действия в избирательной компании принесут оптимальные результаты по каждой группе.

Проблема одна - как это все посчитать и как донести для каждой группы нужные месседжи, на которые именно они и среагируют. Для этого специальное программное обеспечение проводит анализ профилей в соцсетях, изучает пристрастия человека и позволяет таргетировать сообщения.

То есть избиратели получают ту агитационную информацию, на которую они отреагируют. Давайте представим себе огромную партийную структуру с агитаторами, которые знают каждый дом и его жителей, доверительно беседуют с ними и убеждают за себя голосовать. Сегодня всего одна компьютерная программа оказалась сопоставимой с подобным механизмом по эффективности. В этом нет ничего удивительного или волшебного, ведь мы сами каждый день в соцсетях публично декларируем свои предпочтения и вкусы. И то, что нам кажется, что никто не может об этом догадаться-большая иллюзия. Я думаю, что скоро в Украине появятся подобные механизмы – благо по количеству грамотных айтишников мы в мировой пятерке.