Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Операция "Спеконфискация" под угрозой срыва

Операция
Фото: Активы Виктора Федоровича еще не арестовали, а в бюджет уже внесли. Фото: Reuters

После дистанционного допроса Януковича в Святошинском суде появилось много новых вопросов. Имеет ли юридическую силу подозрение в государственной измене, которое зачитал Юрий Луценко? Можно ли осудить Януковича заочно, если его розыск приостановил Интерпол. Если нельзя, то какова тогда судьба пресловутых активов бывших представителей правительства, которые уже заложили в проект бюджета на 2017 год, но по которым все нет и нет закона о спецконфискации. "КП" в Украине" попыталась искать ответы.

Сроком на один год

Что касается легитимности дистанционного чтения уведомления о подозрении, то мнения юристов разделились.

- В Уголовно-процессуальном кодексе предусмотрена возможность допроса участника процесса дистанционно. Но что касается подозрения, то сказано: его вручают, а не зачитывают по скайпу. Поэтому есть сомнения, - отмечает адвокат Александр Плахотнюк.

Другая точка зрения состоит в следующем:

- Пускай и виртуально, но Янукович присутствовал в зале заседаний. Он и адвокаты слышали текст, а значит подозрение можно считать врученным, - уверен адвокат Игорь Голиков.

Впрочем, монолог генерального прокурора в Святошинском суде был больше спецэффектом, чем юридической процедурой, поскольку ранее ГПУ неоднократно заявляла, что Януковичу уже были предъявлены заочные подозрения и следствие идет по восьми уголовным делам. Юрий Луценко не раз выражал надежду, что Янукович будет заочно осужден то в 2016, то 2017 году. Но при этом в Генпрокуратуре подчеркивали, что для этого необходимо принять поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. Дело в том, что закон о заочном суде, принятый в Украине, предусматривает, что таковому подлежит лицо, находящееся больше полугода в международном розыске. А упрямый Интерпол не хочет включать бывшего президента Украины, как и его ближайших соратников, в число своих подопечных.

Но не все так запущено, считает народный депутат Антон Геращенко.

- Я несколько раз предлагал законопроект, который позволил бы передавать для заочного суда дела по лицам, которые находятся в национальном розыске, но всякий раз встречал сопротивление. И все же удалось провести такой закон действием на один год. Он был принят, когда голосовали законопроект, позволяющий Юрию Луценко стать генеральным прокурором, - говорит народный депутат.

Срок действия одноразового закона истекает в июне следующего года. Если Генпрокуратура рискнет им воспользоваться (а, видимо, есть сомнения, если речь идет о поправках в УПК), материалы в отношении экс-президента она должна подать в суд не позже мая 2017-го.

- Это должна быть большая и весомая доказательная база, - отмечает адвокат Игорь Голиков. - Если в качестве материалов будет сомнение, Янукович получит лишний повод говорить о политических преследованиях.

На кону $1,5 миллиарда

Вопрос об обращении в бюджет средств и активов членов бывшего правительства был поднят сразу после победы Майдана. В то, что лица, спешно покинувшие Украину, послушно вернутся по повестке следователя, не верил никто. Тогда и возникла идея закона о спецконфискации. То есть возможности изъятия активов до решения суда по уголовному делу.

В Раду подавали несколько вариантов законопроектов. Один из них в марте этого года даже проголосовали в первом чтении. Предлагаемые изменения гласили, что спецконфискации могут подлежать активы лица, которое не может доказать источники доходов, подозревается в злоупотреблениях и больше полугода находится в розыске. Но тут поднялась буря возмущений. Противники закона усмотрели в нем угрозу для бизнеса, открытое поле для рэкета и множество других попраний прав человека.

- Идея закона правильная. Замороженные активы - это плохо для страны. В Украине вообще хорошая законодательная база. Другое дело, как она применяется. Вот и с этим законом однозначно могли быть злоупотребления, - считает адвокат Александр Плахотнюк.

В итоге законопроект был снял с рассмотрения. Один из авторов - народный депутат Иван Винник видит в этом теорию заговора.

- На кону очень большие деньги - порядка 1,5 миллиарда долларов. За десять процентов этой суммы можно купить группы депутатов, которые будут бегать по эфирам и кричать, что такой закон нельзя принимать, - говорит Иван Винник. - Разговоры о поставленных под удар бизнесменах - это ложь. Речь шла о чиновниках, которые не могут объяснить источники своих доходов. Если не могут, значит они незаконно получены. А европейская конвенция не гарантирует право собственности на незаконно полученную собственность.

По словам Ивана Винника, подобные законы действуют в 22 станах мира, в том числе в Латвии.

- И никто не переживает об исках в Европейский суд. В Италии такой закон успешно применяется для раскулачивания мафии, - утверждает народный депутат.

Однако победа осталась за оппонентами. После того как из Совета Европы документ вернулся с множеством замечаний, его сняли с рассмотрения, и депутатская группа вместе с чиновниками Минюста стали ломать голову над новым.

Не наказание, а справедливость

Второй вариант раскулачивания мафии Януковича был зарегистрирован в Раде в конце сентября с подачи Кабмина. Речь идет о внедрении института взыскания в доход государства необоснованных активов до окончания уголовного производства. Это процедура, которая в мировой практике имеет название Non-Conviction Based Asset Forfeiture - гражданская конфискация. Смысл все тот же: нашли у "бедненького Буратино" денежное дерево, не может он рассказать, как его взращивал, - рубить под корень и стряхивать плоды в казну.

"В отличие от конфискации, взыскание необоснованных активов не является санкцией за совершение правонарушения", - пишется в пояснительной записке к законопроекту. То есть не наказание это, а восстановление справедливости.

Взыскание, как и любой другой отъем нечестно нажитого, осуществляется по решению суда на основе Гражданско-процессуального кодекса, в который Кабмин предлагает внести поправки. Таким образом, как утверждает депутат Антон Геращенко, все найденные акции, облигации, денежные средства Януковича и компании можно будет обратить в бюджет независимо от того, как долго будет длиться следствие по экс-президенту и состоится ли над ним суд.

По мнению народного депутата Леонида Емца, законопроект необходимо принять как можно быстрее. 1 миллиард 400 миллионов с хвостиком заложены в проект бюджета на 2017 год. Более того, они даже имеют назначение.

- Половина активов будет направлена на укрепление обороноспособности страны, половину распределят между всеми врачами и учителями в виде одноразовых выплат, - говорит Леонид Емец. - Соответствующий законопроект будет подан на рассмотрение вместе с законопроектом о гражданской конфискации.

Но вот беда: источники в Раде докладывают, что там уже сформирована крепкая "группа сопротивления", которая будет сопротивляться закону.

Новости по теме: Виктор Янукович