21 ноября
Загрузить еще

Кто проверит е-декларации

Кто проверит е-декларации
Фото: Юрий Луценко и Артем Ситник не впервые конкурируют на почве борьбы с коррупцией. Фото: УНИАН

Первый шок-восторг-ужас от электронных деклараций прошел, начинается новая интрига: а что, собственно, из всего этого будет?

Проверять законность миллионов, о которых так искренне отчитались чиновники и народные депутаты, должно Национальное агентство по борьбе с коррупцией. Но о своем желании участвовать в этом занимательном процессе уже заявили Антикоррупционное бюро и Генеральная прокуратура. Естественно, во благо государства, которое следует очистить от жуликов и казнокрадов. Или доказать, что во власти все невинны и чисты. Ну прямо вторая часть "Марлезонского балета": сохранит ли королева свои бриллианты и место под солнцем?

Перетягивание одеяла

Между тремя претендентами происходит нечто вроде "против кого дружить будем". НАПК в лице председателя Натальи Корчак заявило, что начало проверку деклараций - пока на предмет подачи их самих. НАБУ в лице директора Артема Ситника сразу предложило воспользоваться своими техническими мощностями по доступу к различным реестрам и методологической помощью (читай: не продвинутые вы, без нас никак не справитесь).

НАПК же качнулось в сторону Генпрокуратуры, выразив желание привлечь своих сотрудников к обыскам, которые в рамках проверки деклараций будет проводить ГПУ.  А генпрокурор Юрий Луценко просто сказал, что отхватит половину народных депутатов с декларациями более 100 000 долларов, взяв в побратимы фискальную службу.

Если речь идет об обысках, значит, с "богатеньких Буратино" таки полетят пух и перья?! Не спешите пока ликовать. Порядок проведения проверки электронных деклараций еще не представлен - на днях по этому поводу публично возмущался Минюст. То есть солидные ведомства перетягивают на себя е-одеяло загодя - до того, как будут определены правила игры. Ох, неспроста это, неспроста!

- Правом проверять е-декларантов владеет только НАПК. Если возникают сомнения в законности накопленных средств и ценностей, дела передаются в НАБУ - главный антикоррупционный орган страны, - говорит политолог Алексей Якубин. - Генеральная прокуратура формально не должна заниматься такими проблемами. Но пока нет четко утвержденного порядка проверок, вопрос открытый. И Генпрокуратура использует эту паузу, чтобы оставить за собой влияние.

Власть и деньги

Меньше работы - меньше заботы. Но не в интересах ГПУ отказываться от дополнительной нагрузки в виде деклараций. И прежде всего потому, что за ними стоят конкретные лица, влияющие на большую политику.

- На сайте НАПК опубликовано свыше 118 000 деклараций. Даже если предположить, что агентство заинтересует только половина отчетов, на их проверку уйдет огромное количество времени, - отмечает политолог. - А в апреле начнется новая волна декларирования. У Юрия Луценко будут все шансы говорить, что молодая команда  антикоррупционеров не справляется, и предложить внести изменения в законодательство, чтобы поставить часть декларантов в зависимость от себя.

Это тем более актуально, что НАБУ будет пробовать играть против команды президента, к которой относится генеральный прокурор. Понятно, что там, где речь идет о "своих", их желательно прикрыть. А "чужих" можно и потрясти, если начнут зарываться.

Наталья Корчак заявила, что первыми проверят тех, кто последним сдал декларации. Фото: УНИАН

Отдельный интерес касается денег и полномочий. Глава НАПК Наталья Корчак уже заявила, что в бюджете на следующий год ее ведомству необходимо дополнительное финансирование. Такие же требования вправе выдвинуть ГПУ, если заполучит право заниматься декларациями, и НАБУ. При этом Антикорупционное бюро "под шумок" может получить наконец законодательное разрешение на самостоятельную прослушку. Полномочия по негласным следственным действиям давно уже стали яблоком раздора между НАБУ и ГПУ.

- В итоге получается, что вместо реальной борьбы с коррупцией у нас ведется борьба друг с другом между антикоррупционными органами, - резюмирует Алексей Якубин.

Сдерживающая сила

Бывший депутат Киевского облсовета и общественный активист Александр Аронец (между прочим, единственный человек, рассказавший, что осязал "золотой батон" Януковича) считает, что громких уголовных дел и расследований нам не стоит ожидать.

- Де-юре электронная декларация не может быть нулевой, но думаю, что к этому придет. Всем все простят. Люди, задекларировавшие баснословные суммы, побывали в стольких скандалах, что этот им ничем уже не угрожает, - делится мнением Аронец. - Если НАБУ и НАПК начнут педалировать процесс, Генпрокуратура сыграет в нем роль сдерживающей силы. Львиная доля миллионеров находится в партии и в коалиции, к которой принадлежит Юрий Луценко.

По мнению многих экспертов, е-декларации могут использоваться разными политсилами для того, чтобы колоть противникам глаза. Но если начнутся серьезные проверки, это может стимулировать внеочередные выборы в парламент. А они никому из депутатов не выгодны.