- Вы несколько лет подряд являетесь участником украинского списка "Форбс". После е-деклараций коллег не ощущаете себя бедным человеком?
- Какие "форбсы"? Здесь ребята намного круче (смеется). Последние десять лет самый лучший бизнес - это не иметь предприятия с тысячами сотрудников, вечным поиском оборотных средств, а просто быть политиком, прокурором, судьей. Они легко зарабатывают деньги.
В декларациях, которые мы увидели, политики отразили не все свои деньги и бизнес. Общество увидело только верхний пласт. Если копнуть дальше, то там будет больше навоза, нежели всплыло наверх.
- Понесет ли кто-то наказание за незаконное обогащение?
- Правоохранительные органы не будут вести расследования по знаковым фигурам, если не будет народного давления. Чем больше общество и журналисты будут спрашивать, как продвигается то или иное дело, тем лучше будет результат. А если не будет общественного контроля, не будет результата - уголовных дел.
- Что вас удивило в декларациях коллег?
- Билеты в космос, огромное количество квартир, персональные церкви, мощи….
- У вас есть музей культурного наследия "Платар". Как относитесь к тому, что многие политики имеют в квартирах музеи - десятки (сотни) картин, икон?
- Я приверженец того, что должны быть общественные музеи. Я всю жизнь собирал предметы искусства, антиквариат, чтобы сохранить их для Украины. Все экспонаты находятся на действующих выставках. Часть моей коллекции - в Киево-Печерской лавре, часть - во Львове и Польше. Много планов на будущее - выставки в Ватикане, США, Великобритании (Лондонский музей).
Все предметы, имеющие культурную и историческую ценность, должны быть государственным достоянием и зарегистрированы. Я свою коллекцию зарегистрировал в Минюсте еще в 2002 году.
Как глава подкомитета Верховной Рады по охране историко-культурного наследия, считаю, что нам нужно выписать и принять закон о культурном наследии: обязать, чтобы, к примеру, ценные картины уровня Боттичелли были в музеях, а не по частным домам. Домой можно взять репродукцию, а в музей следует передать оригинал, чтобы многие могли любоваться шедеврами.
- Как думаете, зачем ваши коллеги скупают антиквариат - это выгодное вложение денег?
- Пять процентов (депутатов) действительно увлекаются искусством. А все остальное - фетиш. Все эти "мерседесы", "роллс-ройсы", элитные часы - это соревнование, кто круче в этой братии. Эти дома на 5 тысяч "квадратов"… Для человека с большой семьей достаточно и 200 кв. м. Зачем тебе 5 тысяч квадратных метров? Ты вырос в какой-то трущобе, а сейчас свои амбиции пытаешься таким образом реализовать. Это все статусные вещи для нездоровых сформированных личностей.
- Что будет, если чиновники и политики занесут свой "кэш" в банки?
- Тогда нам не нужен будет транш МВФ. Когда был в США и общался с представителями разных инстанций, говорил, что деньги МВФ, как только поступают в страну, сразу растекаются. Но теперь мы знаем, куда они растекаются - они в надежных руках, в карманах отдельных чиновников. Знаете, пусть чиновники положат деньги в банк, и никакой кредит нам не нужен.
СПРАВКА "КП"
Внефракционный народный депутат Сергей Тарута указал в своей электронной декларации наличных средств $5,5 миллиона, 560 тысяч евро, на счетах в банке - $1,1 миллиона, 2,6 тысячи евро и 485 тысяч гривен, третьим лицам нардеп одолжил 3,5 миллиона гривен. Парламентарий также задекларировал 200 картин, 100 антикварных изделий, около 30 икон, слиток золота и 16 пар часов.