Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала

Катастрофа в небе над Черным морем: Украина деньги заплатила, но вину не признала
Фото: Обломки самолета достали, но «черные ящики» так и не нашли. Фото: Радио Свобода

4 октября 2001 года с радаров слежения неожиданно исчез лайнер авиакомпании "Сибирь", который летел по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. Через некоторое время в Черном море были обнаружены тела некоторых пассажиров и обломки самолета. Позже выяснилось, что лайнер рухнул в море. Все находившиеся на его борту 78 человек, большинство из которых граждане Израиля, и члены экипажа погибли. И даже спустя 15 лет после этой трагедии до сих пор так и неизвестна ее точная причина. 

Сектор обстрела

Чья ракета сбила лайнер - до сих пор остается под вопросом. Фото: архив "КП"

Первоначальное расследование показало, что виной крушения лайнера стала украинская ракета, выпущенная в ходе совместных украинско-российских военных учений в этом районе. Сначала военные отрицали причастность к этой трагедии, потом частично признали свою вину, а потом выводы украинской экспертизы указали на невиновность нашей страны. Но компенсацию родственникам погибших израильтян и россиян Украина все-таки выплатила.      

Сразу же после катастрофы Межгосударственный авиационный комитет, который был создан странами постсоветского пространства для расследования подобных катастроф, начал свое расследование по факту гибели самолета. И согласно его заключению, самолет компании "Сибирь" был непреднамеренно сбит украинской ракетой С-200, выпущенной в ходе совместных украинско-российских учений с мыса Опук в Крыму, на которых, кстати, участвовали 23 иностранных наблюдателя.  

Самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не перепроверил эти данные и нажал на "пуск". Кроме этого, организаторы стрельб не предприняли все меры по освобождению воздушного пространства в районе учений. Были запрещены полеты лишь в радиусе 50 км, хотя дальность поражения целей комплексом С-200В составляет 255 километров. 

А сам сбитый самолет находился в зоне ответственности обслуживания воздушного движения Российской Федерации. Украинские органы обслуживания воздушного движения закрыли для полетов воздушное пространство в пределах своей юрисдикции - до границы зоны ответственности РФ. 

Авиакомпания "Сибирь" потребовала от Украины 15 миллионов долларов, но не получила их. Фото: архив "КП"

"Мы знаем, что причастны к трагедии"

После этих выводов глава украинского оборонного ведомства Александр Кузьмук принес извинения за случившееся. 

- Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены, - заявил он. 

А президент Леонид Кучма все же отправил его в отставку за эту трагедию. 

В 2003 году Украина подписала с Россией и Израилем межправительственные соглашения о компенсациях. В соответствии с этими соглашениями Украина выплатила родственникам жертв: 7,8 миллиона долларов - России и 7,5 миллиона - Израилю. Выплата компенсаций осуществлялась по юридической процедуре ex gratia, то есть без признания Украиной своей вины за сбитый самолет. 

Это же стало причиной того, что иск авиакомпании "Сибирь" к украинскому Минобороны и Госказначейству на 15 миллионов долларов был отклонен. А отказ от выплаты этого иска базировался на выводах специалистов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИСЭ) и Харьковского института воздушных сил им. Кожедуба.   

Эксперты пришли к выводу, что самолет компании "Сибирь" не мог быть сбит украинской ракетой. Ракета разорвалась на расстоянии 780 метров от самолета, что делало невозможным его разрушение. "Черные ящики" так и не были найдены, поэтому, по мнению украинских специалистов, нет возможности достоверно выяснить причины катастрофы. А исходя из имеющейся информации, украинские эксперты выдвинули предположение, что самолет пострадал от взрывного устройства, которое могло находиться "между потолком внутренней части самолета" и его корпусом.

В то же время появилась и альтернативная версия гибели самолета. В день трагедии во время учений было выпущено 23 ракеты из украинских и российских зенитно-ракетных комплексов, в том числе и российские ЗРК С-300. По данным контроля российской РЛК "Геленджик", за 30 секунд до взрыва украинская ракета наблюдалась на расстоянии 50 километров от места катастрофы. То есть за 30 секунд она по своим возможностям не могла оказаться в точке соприкосновения с самолетом. Максимальное расстояние, куда могла за это время улететь ракета украинского ЗРК С-200, - 36 км. А вот российский ЗРК С-300 в это же время находился на 11 километров ближе к маршруту самолета, чем украинский. И его ракета по своим тактико-техническим характеристикам и скорости вполне могла покрыть расстояние в 50 километров за это время. Но эта версия так и осталась альтернативной. Тогдашне украинское руководство не хотело портить отношения ни с Израилем, ни с Россией, поэтому и сделало жест доброй воли, выплатив компенсацию родственникам погибших без признания своей вины.   

В сентябре 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны. В результате компания "Сибирь", пройдя все возможные инстанции в Украине, не воспользовалась возможностью обратиться в Европейский суд по правам человека.

Новости по теме: авиакатастрофа