Центром движения заслужено считается Путивль (Сумская область), а легендой - Сидор Ковпак, командир самого известного партизанского подразделения, воевавшего в тылу врага.
Накануне праздника мы нашли неизвестные детали в биографии генерала.
Начиналось все 75 лет назад, в 1941 году. Наступающие немецкие войска быстро уничтожили на территории Украины практически все партизанские отряды. А "споткнулись" в Спадщанском лесу на Путивльщине, где их ждал десяток партизан, которыми командовал неказистый мужик - Сидор Ковпак.
Перед войной Сидор Артемьевич занимал сугубо штатскую должность председателя исполкома Путивльского горсовета. Было ему тогда 54 года.
Увидев его на опушке Спадщанского леса, некая крестьянка, собиравшая хворост, заявила: "Боже, Боже! Таке старе, а йде з кулеметом у ліс помирати!"
Партизанил еще в гражданскую
За свои годы будущий партизанский генерал успел отслужить в царской армии срочную и повоевать в Первую мировую войну. Воевал геройски - был удостоен двух Георгиевских крестов и двух медалей "За храбрость". Кресты вручал сам император. Имел авторитет у сослуживцев, которые в 1917-м избрали его в состав полкового комитета. В гражданскую сформировал партизанский отряд, воевавший против кайзеровских войск. Воевал под началом
А. Пархоменко и В. Чапаева. После окончания войны остался в армии, окончил высшие тактическо-стрелковые курсы комсостава РККА "Выстрел", о чем мало кто осведомлен. И уж совсем мало кто знает, что Ковпак окончил специальную школу по подготовке организаторов партизанской и подпольной борьбы.
Перед войной Сидор Ковпак имел звание полковника запаса. Уйдя из армии по состоянию здоровья, переехал в Путивль, где возглавлял доротдел, затем был избран председателем исполкома горсовета.
В период массовых репрессий собирались арестовать и его. Возможно, это было связано с его партизанской подготовкой. Активная работа по подготовке кадров и материальной базы для партизанской войны во время очередного "изменения линии партии" была признана пораженчеством, а будущие партизаны массово репрессированы.
Ковпаку же повезло - его предупредил начальник районного НКВД, и Сидор успел "уйти в подполье". А когда ситуация изменилась, вернулся и продолжил руководить городом.
На этом посту он оставался до 10 сентября 1941 года, до того момента, когда в Путивль вступили солдаты полка "Великая Германия". Только тогда он ушел в лес, где уже находился его небольшой отряд.
Кипучая энергия командира с самого начала втягивала в орбиту Путивльского отряда все новые и новые группы. Это были белорусские минеры, окруженцы-десантники, отряды соседних районов. В результате было сформировано соединение партизанских отрядов Сумской области.
Комиссаром у Ковпака стал уроженец Путивльского уезда Семен Руднев - тоже участник гражданской, выпускник военно-политической академии, полковой комиссар. Нередко приходится читать едва ли не о вражде между этими двумя партизанскими вожаками. Людьми они были действительно очень разными, но только от столкновения их мнений высекалась такая искра, что у врагов земля горела под ногами. Кстати, 22 сентября - это дата выхода приказа №1 об объединении отрядов Ковпака и Руднева.
Интересный факт упоминает в своих мемуарах генерал-полковник Александр Родимцев. Несколько его десантников рассудили, что им, украинцам, нечего делать в России, нужно сражаться за Украину. И вместо того, чтобы отступать дальше… ушли к Ковпаку.
"Меня все Дедом называют"
В отряде за Ковпаком закрепилось прозвище Дед. Радистка Екатерина Коноваленко вспоминала, как, оказавшись в отряде, поинтересовалась у какого-то пожилого партизана: "Дедушка, а Ковпак когда придет?" А это и оказался Ковпак, успокоивший смутившуюся девушку - "Да меня все Дедом называют!".
Воевали ковпаковцы умело - пускали поезда под откос, жгли танки, сбивали самолеты, занимали города… Из Путивля, кстати, Ковпак выбил оккупантов как раз ко дню своего рождения.
Гитлеровцы оценивали Деда Сидора объективно: "Общепризнанный среди командиров и рядовых специалист по хождению в дальний путь. Основной вид деятельности - налеты на тыловые части и военные учреждения, находится в постоянном движении... В Москве считают его "отцом партизанского движения на Украине… Жизнью своей он не дорожит. Сам бывает в боях и имеет подражателей из молодежи".
Гиммлер требовал от эсэсовского руководства, чтобы "Ковпак живым или мертвым оказался в наших руках".
|
Мог отхлестать нагайкой
Характер же у него был ох не простой! Работавший в соединении агент НКВД докладывал, что командира "все боятся как огня - потому что как выпьет, так может кого угодно отхлестать нагайкой".
Да и самому Сталину, когда Руднева наградили чисто гражданским орденом "Знак Почета", не побоялся отправить телеграмму: "Мой комиссар не доярка, а боевой командир!" Не стали ее отправлять связисты…
Правда, мог и козырнуть личным знакомством с Верховным главнокомандующим, особенно когда требовал побольше взрывчатки прислать. И от представителей "компетентных органов" отмахивался: "Когда я был на приеме у товарища Сталина, он мне прямо сказал: если будут присылать к вам энкавэдистов, то гоните их оттуда, им делать там нечего".
Понятно, что кляуз и доносов на Деда поступало немало. И в конце концов последовал вызов в Москву. Но из соединения радировали: "Вылет Ковпака считаем нецелесообразным".
Основой боевых успехов ковпаковцев была рейдовая тактика. Уже отразив 1 декабря 1941 года наступление карателей на Спадщанский лес, партизаны поняли: успех - в быстроте и непредсказуемости. Потому и били они немцев в дальних походах.
КСТАТИ
С УПА и ОУН старался расходиться мирно
А потом были Карпаты… О Карпатском рейде пишут сейчас много. Упирают на то, что рейд был провальным и что целью его была борьба не с оккупантами, а с подпольем ОУН.
О цели ковпаковцев четко и ясно пишет в своей книге подполковник УПА Фрасуляк - атаковать нефтепромыслы. И тот же Фрасуляк свидетельствует, что вооруженные отряды ОУН активно препятствовали этому. Партизаны же всемерно старались расходиться с ними мирно - лишние враги были им ни к чему.
Отто Вехтер, губернатор дистрикта "Галиция", писал: "Банды Ковпака проводили очень умную пропаганду и в своем отношении к людям показали высокую дисциплину". Да и подпольщики ОУН констатировали, что "сам Ковпак людина інтелігентна… Іде на чолі банди першим. До українців говорить по-українські, до москалів - по-московські. На загал робить враження висококультурного чоловіка".
После Карпат раненого Ковпака отозвали в освобожденный Киев. Он работал в Верховном суде, затем занял должность заместителя Президиума Верховного Совета.
При поддержке Сидора Артемьевича был построен Путивльский завод радиодеталей, долгие годы бывший градообразующим предприятием.
Скончался Сидор Артемьевич Ковпак 11 декабря 1967 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.