Загрузить еще

Катастрофа под Смоленском: Польша заявила о фальсификации материалов дела

Катастрофа под Смоленском: Польша заявила о фальсификации материалов дела
Фото: Качиньский погиб вместе со своей женой и еще 94 людьми, которые были на борту. Фото: Википедия

Польская комиссия нашла свидетельства подтасовок в материалах дела по расследованию Смоленской катастрофы. Об этом сегодня, 15 сентября, заявил глава комиссии Вацлав Берчиньский, передает "Polskie Radio".

Когда эксперты составили варианты записей с черных ящиков, выяснилось, что с польских регистраторов удалили короткий отрезок, на место которого вставили отрезок с российского регистратора. В изъятом отрезке содержалась информация о неполадках двигателя, генераторов и радиовысотомеров, которые произошли, когда президентский самолет пролетал на высоте 15 метров.

Члены комиссии также заявили, что обломки самолета после крушения переместили. 

Представитель МИД России Мария Захарова назвала безосновательными подозрения польской стороны, касающиеся причастности Москвы к трагедии 2010 года.

- Мы полагаем, что это уже где-то на или за гранью абсурда. Суть этих заявлений сводится к тому, что российская сторона якобы причастна к организации катастрофы польского президентского самолета над Смоленском 10 апреля 2010 года. Трудно комментировать очередные антироссийские выпады, тем более в такой крайней форме, пусть даже исходящие из уст обладателей министерских портфелей, - сказала Захарова.

Министр обороны Польши Антоний Мачеревич заявил, что в ближайшее время Польша рассекретит материалы расследования и также архивы, касающиеся катастрофы.

Напомним, 14 марта 2016 года министр обороны Польши Антоний Мацеревич назвал авиакатастрофу под Смоленском в 2010 году террористическим актом. А 2 сентября обвинил Россию в  гибели экс-президента Польши Леха Качинского.

СПРАВКА КП

Авиакатастрофа под Смоленском

Утром 10 апреля 2010 года президент Польши Лех Качиньский вместе с Первой леди вылетели из Варшавы в Смоленск на борту отечественного правительственного самолёта Ту-154М. Они хотели принять участие в мемориальных мероприятиях, посвященных памяти польских офицеров-жертв расстрелов НКВД в Катыне. 

При заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный" самолёт, опустился на критически малую высоту (ниже уровня взлетно-посадочной полосы), задел левым крылом березу на высоте 4 метра от уровня земли и развалился в воздухе. На борту самолёта было 89 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они погибли. 

Инфографика: архив kp.ua

Рассматривались всевозможные версии авиакатастрофы: сбой навигационного оборудования, ошибки экипажа, неблагоприятные погодные условия, технические неисправности самолета, и даже операция российских спецслужб.

Версия России: Главной причиной аварии РФ назвала высокую туманность и неправильные действия экипажа. Расследование установило, что все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально, но из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки. Экипаж об этом был извещен. 

Версия Польши: Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, в то же время подчеркнув недостаточное аэронавигационное обеспечение полёта со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении российского аэродрома.

Неофициальные версии: В 2012 году генеральный прокурор Польши Анжей Сереметзаявил, что на пассажирских сиденьях были найдены  следы тротила и нитроглицерина (он входит в состав большинства современных взрывчатых веществ. -Ред.).  Позже эту информацию опроверг глава военной прокуратуры Варшавы.

Брат погибшего президента Польши и бывший премьер-министр Ярослав Качинский опроверг версию о "несчастном случае" и раскритиковал расследование России. По его словам, диспетчеры аэропорта Смоленска дезинформировали пилотов польского самолета. Он также акцентировал внимание на телефонном звонке Владимира Путина премьеру Польши Дональду Туску, чтобы тот отказался от участия в полете и остался в Варшаве. Качинский также обвинил российскую сторону в  том, что она не раскрыла технические подробности катастрофы.

12 января 2011 года Межгосударственный авиационный комитет представил окончательный отчёт о расследовании причин катастрофы. Он назвал две основные: неправильные действия экипажа и психологическое давление на него. Польская сторона выдвинула ряд претензий к отчету, в частности касаемо того, почему аэропорт не был закрыт в связи с погодными условиями. Польша также обвинила МАК в том, что в расследование не сказано ничего о техническом состоянии аэродромного оборудования и работы диспетчеров. Таким образом Россия и Польша до сих пор не сошлись во мнении об окончательных версиях авиакатастрофы. В связи с этим в феврале 2016 года Польша по инициативе Мацеревича восстановила расследование трагедии.