Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

В Одессе декоммунизировали не того Белинского

В Одессе декоммунизировали не того Белинского
Фото: Виссарион Белинский. Фото: соцсети

В Одесской области переименовали ряд улиц, которые не должны попадать под закон о декоммунизации. В частности, это касается литературного критика Виссариона Белинского, в чью честь названа улица в Одессе. Он умер в 1848 году, за полвека до революции, поэтому никак не может быть связан с деятельностью СССР, пишет Думская.

Удивление одесситов связано с тем, что критик Белинский был тесно связан с Украиной, вместе с актром Михаилом Щепкиным он посещал Харьков, Одессу, Херсон, Днепропетровск, Николаев, Крым. А также писал рецензии на творчество Тараса Шевченка, но обзывался о поэте крайне резко (смотрите "Кстати").

В "Списке лиц, подпадающих под закон о декоммунизации", составленного Украинским институтом национальной памяти, действительно есть человек с фамилией Белинский. Однако это только однофамилец. Под закон о декоммунизации попадает Белинский Владислав Варфоломеевич, участник Январского восстания 1918 года. А в его честь ни одна из улиц Одесской области не названа.

Похожая история приключилась и с другими деятелями. Вместо Алексея Бадаева - члена Центрального комитета Компартии декоммунизировали одесского разведчика и партизана Павла Бадаева (настоящее имя Владимир Молодцов), вместо Михаила Богданова - члена Всеукраинского центрального исполнительного комитета в СССР - Николая Богданова, активного участника обороны Одессы и Севастополя, а вместо Андрея Шестакова - автора "Краткого курса истории СССР - Льва Шестакова, военного летчика, защитника Одессы.

КСТАТИ

Виссарион Белинский о Шевченко

Рецензия на "Гайдамаки"

Читателям "Отечественных записок" известно мнение наше насчет произведений так называемой малороссийской литературы. Не станем повторять его здесь и только скажем, что новый опыт спиваний г. Шевченка, привилегированного, кажется, малороссийского поэта, убеждает нас еще более, что подобного рода произведения издаются только для услаждения и назидания самих авторов: другой публики у них, кажется, нет. 

Что касается до самой поэмы г-на Шевченко -- "Гайдамаки", здесь есть все, что подобает каждой малороссийской поэме: здесь ляхи, жиды, казаки; здесь хорошо ругаются, пьют, бьют, жгут, режут; ну, разумеется, в антрактах кобзарь (ибо без кобзаря какая уж малороссийская поэма!) поет свои вдохновенные песни, без особенного смысла, а дивчина плачет, а буря гомонит... 

Литература:

  1.  Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.
  2. Т. 5. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1842 -- ноябрь 1843. М., "Художественная литература", 1979. Впервые - "Отечественные записки", 1842, т. XXII, N 5, отд. VI "Библиографическая хроника", с. 12-14.

Из письма к П.В.Анненкову. 1-7.12.1847

Наводил я справки о Шевченке и убедился окончательно, что вне религии вера есть никуда негодная вещь. Вы помните, что верующий друг мой (М.А.Бакунин) говорил мне, что он верит, что Шевченко — человек достойный и прекрасный. Вера делает чудеса — творит людей из ослов и дубин, стало быть, она может и из Шевченки сделать, пожалуй, мученика свободы. Но здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца, а сверх того, горького пьяницу, любителя горелки по патриотизму хохлацкому.

Этот хохлацкий радикал написал два пасквиля — один на г<осударя> и<мператора>, другой — на г<осударын>ю и<мператриц>у. Читая пасквиль на себя, г<осударь> хохотал, и, вероятно, дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы, за то только, что он глуп. Но когда г<осударь> прочел пасквиль на и<мператри>цу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: "Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но ее-то за что?"* И это понятно, когда сообразите, в чем состоит славянское остроумие, когда оно устремляется на женщину. Я не читал этих пасквилей, и никто из моих знакомых их не читал (что, между прочим, доказывает, что они нисколько не злы, а только плоски и глупы), но уверен, что пасквиль на и<мператри>цу должен быть возмутительно гадок по причине, о которой я уже говорил. Шевченку послали на Кавказ солдатом*. Мне не жаль его, будь я его судьею, я сделал бы не меньше. Я питаю личную вражду к такого рода либералам. Это враги всякого успеха. Своими дерзкими глупостями они раздражают правительство, делают его подозрительным, готовым видеть бунт там, где нет ничего ровно, и вызывают меры крутые и гибельные для литературы и просвещения.

* "Пасквиль", о котором говорит Белинский – это шевченковская поэма "Сон".

* 1847 год по доносу провокатора было разгромлено Кирилло-Мефодиевское братство, куда в апреле 1846 года вступил Шевченко. Всех членов общества посадили в тюрьму, а затем сослали в отдаленные губернии России. 33-летнего Шевченко сослали солдатом в Отдельный Оренбургский корпус на 10 лет без права писать и рисовать. Но он все равно находил способы работать и были созданы поэмы "Варнак" (1845) и "Марина" (1848), циклы "В каземате" (1847) и "Цари" (1848), повести "Княгиня" (1853), "Музыкант" (1854-1855), "Несчастный", "Капитанша", "Близнецы".

Литература:

  1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений в 13 тт. — Т.12: Письма 1841-1848. — М., 1956. — С. 435-442