Целый год понадобился народным депутатам для того, что принять закон, которым вводится новая система установления лимитов на иностранный продукт на украинском радио и ТВ. Российского контента в отечественном медиа эфире практически не будет, вернее, он не будет превышать 30%.
Украина – это Европа, а Россия – нет
С завтрашнего дня пропорции между украинскими и иностранными передачами на ТВ должны распределиться так: не менее 70% всего недельного вещания должно припадать на передачи европейского производства, в том числе 50% - украинские передачи, на радио – не менее 50% радиопрограммы украинских авторов. Такие лимиты действуют в эфирном промежутке: между 7.00 и 23.00. В ночное время – свобода действий.
Главное ноу-хау заключается в том, что парламентарии из списка "европейского контента" вычеркнули теле- и радиопередачи российского производства и программы, сделанные по заказу страны-агрессора, странны-оккупанта.
- Мы предлагаем признавать европейским именно тот информационный продукт тех стран, которые ратифицировали Европейскую конвенцию по трансграничному вещанию. Это достаточно просто, так как означает, что эти страны взяли на себя обязательства делать на самом деле европейский информационный продукт, а не пропаганду, как это делает Россия, - пояснила суть принятого закона один из его инициатором Виктория Сюмар.
Отметим, принимался вчера этот закон непросто. С первого раза проголосовать за закон не удалось. За - только 220 (при необходимом минимуме 226 голосов). Далее спикер Андрей Парубий в ход пустил уговоры, и призывы к совести депутатов.
- Юрий Мирошниченко, идите, поддерите украинское государство, телевидение и радиовещание. Сделайте поступок вопреки фракции и поддержите. Коллеги, как ощущаете по залу? Виктория (Сюмар), Оля (Червакова)? Завели, кого могли в зал? Можем голосовать? – с таким словами Парубий предпринял вторую попытку "провести" закон. Тщетно. Выжать 229 голосов "за" удалось только с третьей попытки.
Табу на российских гастролеров и песни
В ближайшее время народные избранники приступят к более серьезной борьбе с российским медиапродуктом. Вчера депутаты включили в повестку дня законопроект, которым вводятся много табу для российских артистов и актеров.
- Латентная пропаганда враждебных к Украине идей и дальше продолжает звучать в теле – и радиоэфирах, на концертных площадках и театральных сценах из уст лиц-резидентов страны-агрессора, чем создает угрозу нашей информационной безопасности. Очевидно, что лица, которые активно поддерживают оккупацию территории и политику РФ в отношении Украины, не должны получать доходы в Украине, налоги с которых идут на финансирование вооруженной агрессии против Украины. Безразличие государства к такому факту только способствует пропаганде и провалу Украины в информационной войне, - уверяют авторы (таковых 10, в основном "фронтовики", авт.) законопроекта в пояснительной записке к документу.
Если закон примут (с датой голосования еще не определились, авт), то российские актеры и артисты, прежде чем выступить на украинской сцене, должны будут предоставить письменное заявление, что они осуждают оккупацию Крыма и части Донбасса. Не предоставил – не выступишь.
Жесткие ограничения хотят ввести и относительно трансляции российских песен на радио и ТВ.
- Запрещается трансляция музыкальных произведений, впервые опубликованных после 1 января 2014 года, при участии лиц, которые входят в "черный список" Украины, - уточняет народный депутат Андрей Левус. А вот для песен российских исполнителей (композиторов), которые публично осуждали военную агрессию против Украину, дорога в украинский радио- и телеэфир открыта.
Мнение музыкантов: запоем ли по-новому?
Дмитрий Шуров, певец и композитор, фронтмен группы PIANOБОЙ
Из-за того, что каждая вторая песня в эфире должна быть песней украинского артиста, мы не услышим те песни музыкантов из других стран, которые ещё не являются очевидными хитами. А это плохо, потому что для того, чтобы в стране появлялось больше качественных современных украинских артистов, нужно, чтобы кто-то мог их воспринимать и слушать. Вкусы большинства украинской аудитории довольно узкие, поэтому сейчас важно не только поддерживать украинское, но и больше интегрироваться в мировую культуру, нужен здравый баланс во всём. Также я считаю, что важно не только количество украинской музыки в эфире, но и год её выпуска и разнообразие. Хотелось бы, чтобы существенная часть этих 50-ти процентов была музыкой, которая появляется сейчас и в последние годы, а принятый закон, насколько я понимаю, никак этого не касается. Это значит, что для новой музыки, которой эта поддержка нужна больше всего, его принятие ничего не меняет.
Виктор Павлик, певец, народный артист Украины
Распределение квот 50 на 50 – абсолютно нормально, хорошо, что не 75 на 25% , как планировалось ранее! Хотя и во втором случае закон мне был бы на руку– 90% моего репертуара на украинском языке.