Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Был ли заказчик одесской трагедии?

Был ли заказчик одесской трагедии?
Фото: В Одессе каждый месяц проходят траурные мероприятия у Дома профсоюзов. Фото: Максим Войтенко

В понедельник Одесса поминает погибших в трагедии 2 мая. Тогда из-за столкновений проукраинских и пророссийских активистов погибло 48 человек, 208 получили ранения.

Через два года после трагедии 2 мая в Одессе и общественники, и даже сами правоохранители говорят о том, что расследование событий велось формально. Как отмечает член журналистско-экспертной "Группы 2 мая" Сергей Дибров, изначально было нарушением то, что преступление, в котором возможно были замешаны милиционеры, расследовали они же.

В Одессе каждый месяц проходят траурные мероприятия у Дома профсоюзов. Фото: Максим Войтенко

- Четкие рекомендации правоохранителям дали члены консультационной группы при Совете Европы, - говорит Дибров. – Они рекомендовали передать это дело в спецотдел Генеральной прокуратуры, у которого есть опыт расследования подобных дел, но все было сделано с точностью до наоборот: все дела Генпрокуратура передала одесской полиции.

Общественники утверждают, что расследованием практически не занимались

- Следователи даже запрашивали записи с камер наблюдения, данные мобильных операторов, - все это первоочередные действия, которые можно было сделать в первые дни. А многие материалы просто исчезли из дела, - говорят члены "Группы 2 мая". – Даже Дом профсоюзов только через полтора месяца после события стал вещественным доказательством, до этого полтора месяца он был открыт для посещений, из-за чего множество улик были уничтожены.

В Одессе каждый месяц проходят траурные мероприятия у Дома профсоюзов. Фото: Максим Войтенко

Свой "вклад" в расследование внесли и некоторые политики, опережающие друг друга с громкими заявлениями. Например, о том, что  в Доме профсоюзов использовались отравляющие вещества, а на телах жертв обнаружили хлороформ. Эксперт группы независимых расследований, врач-токсиколог Владимир Саркисян считает, что эти фразы звучали умышленно. К примеру, чтобы оправдать действия спасателей, которые ехали на пожар более часа, хотя пожарная часть располагается в 5 минутах от Дома профсоюзов.

- Похоже, что никто и  не планировал проводить расследование объективно, - говорит Саркисян. – Генеральная прокуратура должна была заняться и работой ГСЧС, и действиями милиции. А по факту видим, что тогдашнему начальнику областной милиции Петру Луцюку сообщили о подозрении только через год после событий. И то - пока ему передали материалы на ознакомление, и на этом все.

В Одессе каждый месяц проходят траурные мероприятия у Дома профсоюзов. Фото: Максим Войтенко

Критично относится к коллегам из правоохранительных органов и советник начальника ГУНП в Одесской области, подполковник милиции в отставке Владислав Сердюк.

– Многие важные факты можно было бы установить сразу, если бы тогда правоохранители разговорили таких высокопоставленных персон как Луцюк, замминистра Чеботарь и сам министр МВД Аваков, - говорит он. - По непонятным причинам та следственная группа, которая занималась этим делом, этого не сделала. 

На главный вопрос, который интересует всех, - был ли заказчик у этого страшного преступления, искали ответ и общественная группа, и депутатские комиссии.

- Я лично до сих пор не вижу тех, кто с самого начала и до конца мог свести эти события к трагедии, - говорит Сергей Дибров. – Не вижу ни силы такой, ни тех, кто реально был заинтересован в подобном исходе, думаю у каждого участника тех событий были свои мелкие и конкретные цели, но ситуация вышла из-под контроля и закончилась трагедией.

В Одессе каждый месяц проходят траурные мероприятия у Дома профсоюзов. Фото: Максим Войтенко

ОФИЦИАЛЬНО

Одесская полиция расследует одесскую трагедию с января 2016 года — после того, как решением Генпрокуратуры уголовное производство передали из Главного следственного управления МВД в Одессу.

- Дело расследует группа из шестерых следователей и трех сотрудников уголовного розыска, - пояснил "КП" в Украине" начальник следственного управления ГУНП в Одесской области Сергея Пантелеев. – Ими были уже проведены необходимые следственные и процессуальные действия. В частности, назначены портретные экспертизы, которые позволяют опознать участников событий по фотографиям и видеозаписям. Раньше такие экспертизы не проводились, и это вызвало проблемы для стороны обвинения при рассмотрении дела в  суде. Также мы получили данные радиоразведки и мониторинга телефонных разговоров.

СПРАВОЧНАЯ "КП"

Высокопоставленные подозреваемые и обвиняемые

Владимир Боделан

На момент трагедии занимал пост начальника областного МЧС. По версии общественников, после первых звонков о пожаре на Куликово поле он приказал отправлять машины только по его звонку. В результате, машины ехали к Дому профсоюзов больше часа. После ареста заместителей в марте 2016-го бежал  из страны.

Петр Луцюк

Занимал пост начальника областного управления МВД. Основные обвинения сводятся к тому, что при существовании готового плана "Волна" для противодействия массовым беспорядкам, они не были введены в действие, что привело к гибели 48 человек. Общественники говорят, что Луцюк координировал свои действия с начальством в Киеве, однако с кем именно – непонятно. Через год после событий Генпрокуратура завершила досудовое расследование,  Петру Луцюку сообщили о подозрениях и выдали для ознакомления материалы дела.

Дмитрий Фучерджи

Фучеджи на то время возглавлял милицию общественной безопасности и руководил действиями правоохранителей в центре, на Греческой площади во время возникших беспорядков. 3-го мая он был назначен и.о. начальника милиции, а 4 мая  из здания горУВД освободили участников беспорядков. Именно этот эпизод, а не события 2 мая, стали основанием для уголовного преследования экс-милиционера. Экс-милиционер бежал из страны, сейчас находится в Приднестровье, где живет его брат.

В Одессе каждый месяц проходят траурные мероприятия у Дома профсоюзов. Фото: Максим Войтенко

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

2 мая 2014 года накануне футбольного матча "Черноморец - Металлист" около двух тысяч человек, среди которых были фанаты обоих клубов, активисты Евромайдана и местные жители планировали провести марш в поддержку единства Украины. Но в это же время в нескольких кварталах свой митинг проводили "Защитим Одессу от погромов" и сторонники идей федерализации. Стычка была неизбежна. После столкновений  в центре города проукраинские активисты преследовали отступавших оппонентов, часть находящихся на Куликовом поле активистов бежала, а часть укрыться в Доме профсоюзов.  В здание они занесли ящики с "коктейлями Молотова" и компонентами для их изготовления, а также деревянные поддоны, которые использовали для возведения баррикады в вестибюле. В результате стрельбы и обмена "коктейлями" здание загорелось – из-за невозможности выбраться погибло  48 человек и 208 получили ранения множество людей.

Основные обвинения к правохранителям сводятся к тому, что они допустили беспорядки, несмотря на то, что были предупреждены и средства для усмирения толпы были. Кроме того, следствие считает, что  к массовой гибели людей в Доме профсоюзов на Куликовом привело бездействие пожарных.