Загрузить еще

Почему СБУ и Минкульт поругались из-за запрета российских фильмов

Почему СБУ и Минкульт поругались из-за запрета российских фильмов
Фото: Фото: twinkle-garden.com.ua

Очень интересная ситуация вырисовывается. Глава СБУ Василий Грицак вдруг заинтересовался запретом российских фильмов и даже написал письмо министру культуры Вячеславу Кириленко. Но доверил его доставку пресс-секретарю ведомства Елене Гитлянской, а та с легкостью опубликовала его в Facebook.

"С удивлением узнал, что глава СБУ (!) общается и переписывается с вице-премьером через Facebook! Мне для ответа воспользоваться Twitter?" – молниеносно отреагировал Вячеслав Кириленко, но уже в вышеупомянутом Twitter. Но обо всем по порядку.

Как "спецы" спустили собак на "культурных"

В опубликованной копии письма СБУ просит Минкульт пересмотреть свои подходы относительно запрета российских фильмов. Мол, такие персоналии, как Пореченков, Охлобыстин, Кобзон или Цыганова,  вопросов не вызывают, но запрещать все фильмы с людьми из черного списка - это уж чересчур!

Глава СБУ утверждает, что Минкульт, получив от ведомства списки иностранцев, которые своими действиями и заявлениями несут угрозу национальной безопасности, использует их "с целью запрета распространения и демонстрации фильмов без их взвешенной оценки и детального анализа". По мнению Грицака, запрет отдельных фильмов (жаль, не уточняет, каких именно!) - это "посягательство на конституционные права граждан, и такие действия могут вызывать раскол в обществе и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране". Мол, запретные действия Минкульта "дискредитируют действующую власть, СБУ и наносят ущерб их имиджу".

Проще говоря, в СБУ попросили сотрудников Минкульта и Госкино (орган, который, по сути, находится в подчинении Министерства культуры) не грести все фильмы с участием персон нон грата под одну гребенку.

То есть если Табаков когда-то снялся в фильме "17 мгновений весны", то Штирлиц здесь ни при чем и запрещать картину вовсе не обязательно.

Круг замкнулся

Официальный ответ Минкульта не заставил себя долго ждать. Там в свою очередь считают, что "Госкино отказывает в выдаче или прекращает действие уже выданного государственного удостоверения на право распространения и демонстрации фильмов, в частности, если одним из участников фильма является физическое лицо, включенное в Перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности".

И тут любопытный момент – этот самый перечень (черный список) составляется на основании обращений СНБО, Нацсовета по вопросам ТВ и… СБУ!

То есть, по закону, экспертам Госкино приходится запрещать фильмы, в которых играют Пореченков, Табаков и др. представители черного списка (в нем сейчас 83 культурных деятеля), который составлен в том числе и с подачи СБУ.

Проще говоря: не составляйте списки - и запрещать фильмы не придется! Круг замкнулся. И тут, видимо, произошло, "замыкание".

Минкульт предложил СБУ предоставить официальное обращение по конкретным лицам. По сути - составить окончательный людей или фильмов с этими людьми, которые нельзя показывать в Украине. То есть сами они с высоты своего высококультурного осязания не в состоянии отличить "плохую" картину от "хорошей".

P.S. Такое впечатление, что у каждого ведомства - своя война и свои списки, и чиновники просто переводят стрелки друг на друга.

Как говаривал великий баснописец Иван Крылов: "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет …"

КСТАТИ

А что Госкино?

Мы пробовали дозвониться в Госкино, но в пресс-службе сказали, что комментировать эту ситуацию не уполномочены. Однако до этого глава Госкино Филипп Ильенко так объяснял нам ситуацию с черными списками и запретом фильмов:

- Я считаю, что в формировании списков есть, с одной стороны, необходимость, с другой - некоторая опасность. К этому нужно подходить очень осторожно. Такие списки должны публиковаться после основательной проверки фактов и обстоятельств, предоставления этим фактам и обстоятельствам профессиональной юридической оценки.

Также должен учитываться фактор действительной общественной опасности тех или других лиц, потому что вряд ли можно сравнивать, например, старого артиста, который снимался еще в советской киноклассике и что-то где-то подписал, и звезду современного российского кино и театра, который позволяет себе приехать в Донецкий аэропорт и пострелять из пулемета. Я думаю, что это все-таки явление разного порядка и им нужно давать, соответственно, разную оценку. Я фамилии не назвал, но все поняли, о ком идет речь.

Чтобы выяснить, есть ли в каждом отдельном фильме или сериале пропаганда силовых структур и другие моменты, по которым фильм попадает под запрет, согласно закону про кинематографию, необходимо этот фильм посмотреть, отправить его на рассмотрение экспертной комиссии, после этого мы принимаем решение. Эксперты мужественно смотрят эти все, поверьте, не всегда лучшие образцы кинематографии. Мне лично приходится многопересматривать - бывают случаи, когда мнения экспертов разделяются, а мой голос решающий.

Действительно, мы вынуждены иногда принимать решение касательно запрета фильмов вопреки их эстетических составляющих. Мы не рассматриваем - хороший это фильм, плохой или бездарный. Поэтому вынуждены разрешать бездарные, когда в них нет признаков пропаганды или других факторов, влияющих на запрет. В то же время и высокохудожественные фильмы могут попасть под запрет - такие фильмы мне, конечно, всегда жалко.