В интервью "Громадському радио", которое опубликовано на официальном сайте главного военного прокурора, Анатолий Матиос заявил: "ДУК "Правый сектор" - незаконное вооруженное формирование на территории государства. Это единственная организация, которая не определилась: с государством она или над ним. Не может отдельно взятая часть даже под лозунгами патриотизма прятаться с оружием в тыловых областях и расстреливать там посты милиции… Не имеет никто права на монополию силы без имени государства".
Вопрос о том, интегрируется или нет добровольческий корпус в Вооруженные силы Украины, поднимался не раз, в частности Дмитрием Ярошем. После его выхода из организации, похоже, он закрылся сам собой. Более того, как писала недавно "КП" в Украине", из ПС вышли четыре батальона "Запад", которые заявили о своей самостоятельности.
- Добровольческих формирований вне государственных структур быть не может прежде всего потому, что нет под них закона, - прокомментировал ситуацию директор Института глобальный стратегий Вадим Карасев. - Пока шли активные боевые действия на востоке, их просто не могли распустить. Теперь, когда некоторые руководители самоустранились, есть возможность распустить ДУК, а кто не захочет перейти под знамена Нацгвардии, ВСУ или других госструктур, но и не сложит оружие - посадить. Нужно просто навести порядок в стране. Ведь Украина не может дать гарантий по Минскому договору, когда существуют неподконтрольные вооруженные формирования.
По мнению политолога, создавая новое движение, Дмитрий Ярош не будет формировать свою новую армию.
- В ней нет необходимости. Думаю, Дмитрий это осознал. Время махновщины и атаманщины прошло, в войсках должно быть единоначалие, - подчеркивает Карасев.
Тем временем руководители ДУК "Правый сектор" не хотят складывать оружие или отдавать его в руки государству. На пресс-конференции, которая была организована в ответ на заявления Матиоса, командир Добровольческого корпуса ПС сказал следующее:
- В глазах людей мы вполне легальная структура. Военный прокурор говорит про государственную монополию на силу, пусть ответит людям: где была эта монополия силы, когда захватывался Крым, когда 150 боевиков захватили Славянск, где расследование преступлений, совершенных госслужащими, которые все это допустили? А теперь проще вести криминальные дела против добровольцев. То, что сейчас происходит - это не попытка властей легализировать ДУК ПС, а подготовка государства к уничтожению добровольцев… Никто из наших не сядет за решетку просто так.
С тем, что закон все же был нарушен, соглашается член "Правого сектора" Алексей Бык, но только частично:
- В соответствии с Конституцией Украины, мы встали на оборону государства, чего не смогли сделать власти. Если мы и нарушили УК Украины, только по необходимости: в тот момент кроме нас некому было воевать, - заявил он.
Пока между силовыми структурами и ДУК "Правый сектор" нет открытого противостояния, за исключением уголовных производств по стрельбе в Мукачево и драке на Драгобрате. Но резонанс в обществе нарастает, конструктивный выход не найден и нет ответа на главный вопрос: кто будет разоружать "Правый сектор" и какие события могут за этим последовать?