25 ноября
Загрузить еще

Зачем Медведев признал независимость Абхазии и Южной Осетии?

Зачем Медведев признал независимость Абхазии и Южной Осетии?
Фото: Андрей Хрусталев.

Он выступил с телеобращением, в котором заявил, что утвердит решение обеих палат Госдумы о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. А зачем, собственно?

Если разобраться, признание Россией двух мятежных республик не дает им практически ничего. Это признание имело бы смысл, если бы абсолютное большинство стран мира последовало примеру России. А кто еще готов поддержать решение Кремля? Куба, Сирия и Венесуэла, судя по высказываниям лидеров этих стран. Маловато будет... С грузинскими автономиями получится, как с Северным Кипром, оккупированным Турцией в 1974 году и ею же единственной признанным.

Впрочем, мотивы Кремля вполне очевидны. Россия доказывает Западу, что ее роль в мире изменилась, она способна действовать с позиции силы, по крайней мере в своих «вотчинах», таких, например, как Грузия. Или Украина.

Примечательный факт. За пару часов до заявления Медведева Кремль сообщил, что в обозримом будущем не видит перспектив членства России в ВТО. А подоплека в том, что, рассуждая, как приструнить строптивую Россию, в США вдруг вспомнили, что она уже шесть лет добивается участия в этом международном клубе. Не получилось...

Фактически в Европе не знают, что делать. Оттого и высказывания европейских лидеров стали вдруг уж слишком обтекаемыми. Они грозят Кремлю пальцем за нарушение международных соглашений и тут же добавляют, что вопрос санкций не рассматривается. Оно и понятно: даже без ВТО Россия прочно интегрировалась в мировую экономику. Взаимные инвестиции, совместные коммерческие проекты, почти неисчерпаемый рынок сбыта плюс, банальное, - труба. Ссориться в этой ситуации не хочется. А поскольку на устрашающие заявления Москва никак не реагирует, остается махнуть на нее рукой?

Что до США, то там все еще более неопределенно. Америка на пороге выборов, и кто бы ни победил, демократ Обама или республиканец Маккейн, отношения с администрацией в Вашингтоне Москве придется строить заново. Как знать, может, ей есть что предложить американцам в обмен на свою новую роль на Кавказе? Известно ведь, какими прагматиками являются американцы...