Загрузить еще

"Опыт Балкан и Северного Кавказа показывает: проблемы Донбасса могут затянуться на долгие годы"

Фото: Фото: ua.icrc.org

В киевский офис Международного комитета Красного Креста я шел с чувством внутреннего трепета. Здесь, на территории мирной Украины, то, что они делают, обычные люди не замечают. То ли дело там - в зоне АТО, где практически для каждого жителя специалисты КК - символ помощи, которую доставят в самые опасные места. Под обстрелами, по бездорожью, проехав через минные поля. 

Я ожидал увидеть что-то вроде центра управления полетами, где у мониторов сидят суровые мужчины с обветренными лицами. А всем этим руководит этакий бравый генерал с выправкой Шварценеггера.

Ничуть не бывало. Офис как офис, вместо "суровых мужиков" - симпатичные и улыбчивые девушки, вместо "Шварценеггера" - седоватый господин, внешне напоминающий университетского профессора-философа. Но именно этим людям за ежедневную помощь должны быть благодарны тысячи жителей зоны АТО.   

"Комплексная программа помощи"

- Господин Эшлиман, МККК уже давно работает в Украине. Расскажите о составе возглавляемой вами миссии.

- Основная цель нашей миссии – предотвратить и уменьшить страдания людей, живущих в зонах конфликтов. Мы открыли наше представительство в Украине в феврале 2014 года. Сначала офис был открыт в связи с общей ситуацией в Украине, но когда ситуация на востоке страны получила конфликтное развитие, мы очень быстро расширили и увеличили свое представительство здесь.

Сейчас у нас кроме главного офиса в Киеве работают представительства в Донецке, Луганске, Северодонецке, Славянске, Мариуполе и Одессе. В стране постоянно находятся около 85 иностранных специалистов, вместе с ними работают 300 украинцев. 

- Какие главные направления в работе миссии?

- Существует комплексная программа помощи людям, живущим в непосредственной близости к контактной линии. Ведь во многих таких населенных пунктах до сих пор не работают магазины, больницы, нарушена коммунальная инфраструктура. Мы оказываем помощь от 40 до 70 тысячам людей в месяц. Это продуктовые и гигиенические наборы и денежная помощь. И это не единственное направление нашей гуманитарной миссии (подробнее см. Конкретно). 

Под руководством Алана Эшлимана в Украине работают несколько сотен специалистов.
Фото: ЯНСОНС Оскар

"Переговоры по освобождению пленных идут тяжело"

- Господин Эшлиман, одна из ключевых проблем на пути мирного урегулирования конфликта на востоке Украины - обмен пленными. Люди, занимающиеся переговорами, уверены, что дело сдвинется с мертвой точки, когда в места содержания задержанных будут допущены международные наблюдатели…

- Это одна из ключевых задач МККК. Мы должны удостовериться в том, что задержанные содержатся в гуманных условиях, что их не пытают, кормят, оказывают медицинскую помощь.

- После одной из последних встреч в Минске было объявлено, что стороны договорились и представителям МККК обеспечат доступ во все места содержания как с той, так и с этой стороны блокпостов. Это так? 

- Я действительно был приглашен в Минск, но не на общую встречу группы, а лишь на дискуссию по условиям содержания задержанных и возможности доступа к находящимся в неволе людям. 

Я презентовал наше видение проблемы. Диалог продолжается каждый день. При этом подчеркну - со всеми заинтересованными сторонами. Хоть процесс и идет очень тяжело, мы будем и дальше добиваться того, чтобы нам разрешили доступ к пленным, особенно это касается территорий, не подконтрольных Украине. Пытаемся добиться хотя бы того, чтобы задержанные имели возможность обмениваться новостями со своими родственниками, ведь многие семьи даже не знают, живы ли они.

"Сотни семей не могут найти своих близких"

- Вопрос о пропавших без вести звучит все чаще и чаще…

- Да, это огромная проблема. На связь с нами вышло более 300 семей, не получавших от родственников весточек месяцами. Кроме того, у каждой стороны конфликта есть свои списки людей, которых они считают пропавшими без вести.

Мы работаем по обе стороны контактной линии. В первую очередь это помощь в вопросах судебно-криминалистических экспертиз, в идентификации найденных останков. Пытаемся улучшить взаимодействие всех официальных органов, задействованных в этом процессе. И, безусловно, в поддержке семей. Как показывает опыт Балкан и Северного Кавказа, эта проблема может затянуться на долгие годы. 

 - Видят ли специалисты Красного Креста возможные риски эпидемий в регионе, охваченном боевыми действиями? 

- Мы пристально наблюдаем за эпидемиологической ситуацией в зоне АТО. Мало того, несколько раз поступала тревожная информация по этому вопросу. К счастью, она не подтверждалась. Если же проблема станет актуальной, мы готовы оказать возможную помощь. Для примера: иногда возникает дефицит реагентов для водопроводной воды, несколько раз нам удалось доставить их на водо­очистительные станции. 

"Мы знаем, как договариваться"

- Господин Эшлиман, вам приходится работать по обе стороны линии разграничения. Насколько сложно найти общий язык одновременно и там и там? 

- Помогают многолетний авторитет нашей организации и неукоснительно соблюдаемые правила комитета, базовые принципы МККК. Мы абсолютно независимая, нейтральная и аполитичная организация. Главная цель - иметь прямой доступ к людям, которые пострадали. А для этого нужно уметь договариваться.

Если взять для примера Конго или Судан, то нам удается одновременно найти общий язык с множеством враждующих между собой группировок. Когда в Украине произошел конфликт на востоке, этот опыт нам пригодился. 

Мы знали, как установить диалог с противоборствующими сторонами.

У нас существует постоянный контакт с техническими и коммунальными службами по ту сторону блокпостов. Мы готовы вести диалог со всеми, кто там владеет властными полномочиями, но это не является признанием юридического характера какой-либо из сторон.  

- Вам приходится контактировать с первыми лицами сегодняшнего Донецка и Луганска?

- Повторюсь, мы готовы общаться со всеми, кто каким-то образом влияет на судьбу попавших в беду людей. Это ключевые приоритеты. Особенно если дело касается пленных, общение с руководителями с той стороны необходимо. Но подробности не хотелось бы придавать публичности, слишком сложен каждый шаг в этом направлении и слишком легко все испортить. 

- Еще одна болезненная для жителей Донбасса тема - ситуация на блокпостах у линии разграничения. Возможно ли решить проблемы очередей или хотя бы улучшить там гуманитарную ситуацию? 

- Да, пропускные пункты на линии разграничения - это одна большая беда и проблема в зоне АТО. Мы понимаем: вопросы безопасности очень важны. Но нужно принять все меры, чтобы облегчить возможность перехода линии разграничения. МККК делает в этом направлении все, что в ее силах. Как минимум мы установили биотуалеты, чтобы люди не отходили в ближайшие, возможно, заминированные посадки и поля. Мы собираемся установить там пункты обогрева. Но только своими усилиями мы проблему решить не сможем. Здесь нужна государственная воля.  

Представители Красного Креста выполняют свою миссию по обе стороны линии разграничения. Фото: icrc.org

"Желаем вашей стране скорейшего мира"

- Есть ли среди представителей миссии свои легенды, люди, пользующиеся непререкаемым авторитетом, свои герои, свои символы? 

- МККК классифицирует себя как команду. Мы не хотим выпячивать чью-то индивидуальную работу, делаем-то одно дело. Есть много сотрудников, совершивших настоящие подвиги - как среди граждан Украины, так и среди иностранных специалистов.

Например, в ситуации с Дебальцево, когда нужно было очень быстро под обстрелами доставить гуманитарные грузы, команда работала как единый организм 24 часа в сутки по семь дней в неделю. Выделять кого-то было бы некорректно по отношению к другим. 

Конечно, для нас символично имя Лорана Этьен Дю Паскье, погибшего в Донецке 2 октября 2014 года. Он вышел из офиса и попал под обстрел, погиб на месте. Это был отважный и позитивный человек. Его задача заключалась в налаживании работы офиса в Донецке. Он приехал в Донецк на три месяца. Горжусь теми людьми, которые по доброй воле покидают комфортные условия безопасных домов и добровольно едут в горячие точки только лишь для того, чтобы помочь пережить страдания другим. 

 - Какие планы в будущем у МККК в Украине? 

- Мы готовы развивать свою деятельность в Украине, дальше адаптироваться к ситуации. Но желаем вашей стране мира и благополучия. 

КОНКРЕТНО

Кому помог МККК за один месяц (декабрь 2015 года) 

  • Более 75 000 человек получили  продукты питания
  • Более 75 000 человек - предметы гигиены
  • Более 5500 человек - строительные материалы для ремонта жилья
  • 30 больниц и пунктов первой помощи - медикаменты и перевязочные материалы 
 

СПРАВКА "КП"

МККК (Международный комитет Красного Креста) - гуманитарная организация, работающая по всему миру. Со дня образования МККК в 1863 году его целью является предоставление защиты и помощи жертвам вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия.

Комитет осуществляет свою деятельность непосредственно на местах в разных странах мира, а также содействует развитию международного гуманитарного права и призывает правительства и всех, кто носит оружие, соблюдать его, предоставляет защиту и оказывает помощь пострадавшим в вооруженных конфликтах и внутренних беспорядках. Представительства организации, где в общей сложности работают более 13 тысяч человек, расположены почти в 80 странах мира. Штаб-квартира находится в Женеве.

Новости по теме: Донбасс ООС (АТО)