Насколько сильно связаны экономики двух стран?
Сразу после произошедшего в Кремле заявили: "Добрососедские отношения между странами подорваны". И здесь серьезные потери могут понести обе стороны. Турция входит в пятерку крупнейших торговых партнеров России. Доля Анкары во внешнеторговом обороте, по данным таможенной службы РФ, в 2015 году выросла до 4,6%. Это сравнимо с долей Беларуси (4,5%). Больше Россия торгует только с Китаем (11,8%), а также с Германией (8,7%), Нидерландами (8,6%) и Италией (6,1%).
При этом экспорт России почти в три раза превышает стоимость всех фруктов, овощей, одежды и прочих товаров, которые Россия из этой страны завозит. Все перекрывает российский экспорт минеральных продуктов (газ, нефть). Турция в последние годы была вторым крупнейшим (после Германии) покупателем российского газа среди стран дальнего зарубежья.
Под угрозой оказался и масштабный проект строительства газопровода "Турецкий поток", который должен был доставить голубое топливо из России через Турцию в страны Евросоюза.
Еще более внушительно выглядят туристические связи стран. Именно на гостей из России сейчас как никогда рассчитывают на курортах Анталии и Кемера. После того как в Европе упал интерес к отдыху в мусульманских странах, ставку здесь сделали на гостей из стран постсоветского пространства. Первые же заявления в Москве после трагедии с Су-24, похоже, ставят на этих надеждах точку. Министр иностранных дел России уже рекомендовал гражданам воздержаться от отдыха в Турции.
Как бы там ни было, полного разрыва экономических отношений между странами скорее всего не произойдет, но в том, что их по многим статьям попросту заморозят, сходятся большинство экспертов.
|
Кто такой Эрдоган и почему он решился на этот шаг?
Многие связывают решительные действия ВВС Турции с фигурой президента страны Реджепа Эрдогана, который известен своими жесткими методами. Первый всенародно избранный президент Турецкой Республики находится у власти уже более 10 лет. Будучи мэром Стамбула, успел побывать в тюрьме, а премьером - отдал приказ о разгоне митингующих на площади Таксим в Стамбуле в 2013 году (когда в результате полицейской акции погибло несколько митингующих).
Фактически экономика страны сделала качественный скачок в развитии благодаря жесткой позиции Эрдогана. О нем говорят как о последовательном политике, не останавливающемся на полпути к цели. Не секрет, что Турция стремится стать лидером в регионе. Вот и со сбитым российским бомбардировщиком он был в первую очередь последователен, не раз и не два предупреждая о такой возможности РФ.
- Во-первых, для Эрдогана сейчас очень важно продемонстрировать, что он сильный политический лидер, который не боится принимать серьезные решения. Ему нужно укреплять авторитет, нужно наращивать симпатии электората. Инцидент с российским самолетом был прямой демонстрацией силы. Во-вторых, сработал фактор натянутых отношений двух стран. Россия не раз демонстрировала пренебрежение и к самому Эрдогану, полностью игнорировала позицию Турции относительно войны в Сирии, относительно ИГИЛ, ну а финальным аккордом стали несколько залетов российских самолетов на чужую территорию. В итоге РФ получила жесткий ответ. И, надо отдать Эрдогану должное, он держится очень достойно, - рассуждает политолог Тарас Чорновил.
|
Как это отразится на Украине?
Эксперты предполагают, что ухудшение отношений между Турцией и Россией самым прямым образом может отразиться и на Украине.
- Думаю, сейчас, наконец-то, можно ожидать реакции Эрдогана по Крыму. Раньше он молчал, чтобы не терять российского туриста. А в нынешней ситуации, когда терять уже нечего, Турция может недвусмысленно занять такую позицию, что Крым должен быть возвращен Украине. А еще турки будут ориентировать на украинцев свой туристический бизнес - думаю, стоит ожидать выгодных путевок, - говорит политолог Тарас Чорновил.
Кроме того, возможна и положительная динамика в вопросе двустороннего сотрудничества.
- Турецкие бизнес-активы, ранее ориентированные на российский рынок, могут быть переведены на наш. Естественно, если власти создадут для этого комфортные условия. И дело здесь не только в туристическом бизнесе. У нас с Турцией есть целый пласт направлений, по которым возможно взаимовыгодное сотрудничество. От сельского хозяйства до химической и металлургической отрасли, - считает кандидат экономических наук Сергей Авдеенко.