24 ноября турецкий истребитель F-16 сбил российский фронтовой бомбардировщик Су-24. Этот инцидент стал первым в новейшей истории, когда самолет страны-члена НАТО атаковал российский военный самолет. Он еще долго будет стоять над российско-турецкими отношениями и определять тональность отношений между Россией и Альянсом.
|
Но ничего в истории не происходит впервые. Из рассекреченных архивов разведок и военно-воздушных сил мы знаем о десятках подобных боевых столкновениях между самолетами НАТО и советскими экипажами. Историки полагают, что большинство фактов сих пор остаются скрытыми от общественности под грифом "Совершенно секретно. Хранить вечно". Ведь тогда сверхдержавы разрабатывали массу секретного оружия, и эти наработки до сих пор применяются в современной боевой технике, в том числе, и авиации.
Наибольшее количество столкновений авиации враждующих лагерей зафиксировано в 1950-х годах. Это объясняется общим напряжением на всех фронтах Холодной войны на фоне недавно прогремевших последних залпов Второй мировой. Впрочем, история непростых отношений в небе между США, а впоследствии НАТО, с СССР началась еще в 1945 году.
Холодное небо 50-х
ВВС СССР сбивали боевые самолеты стран НАТО и по ошибке, и за нарушение воздушного пространства. Так еще за четыре года до создания Североатлантического Альянса, во время Второй мировой войны, 17 апреля 1945 года, советский ас Иван Кожедуб сбил два американских истребителя "Мустанга". Летчик тогда признавался своему руководству, что сбил американцев случайно, приняв их за Люфтваффе. Этот случай открыл счет не объявленной войны между идеологическими противниками.
Следующий "звонок" прозвучал 8 апреля 1950 года. Тогда самолет-бомбардировщик PB4Y-2 "Приватир" 26-й патрульной эскадрильи ВМС США был сбит советским истребителем Ла-11. Погибли 10 членов экипажа американского самолета. Инцидент произошел над Балтийским морем недалеко от Латвии. США заявили, что был сбит частный самолет.
|
В том же году, 8 октября, два истребителя-бомбардировщика F-80 "Шутинг стар" ВВС США во время боевого дежурства в Северной Корее отклонились от курса и по ошибке сбросили бомбы на советский аэродром "Сухая речка" около Владивостока. В результате бомбардировки никто не погиб, однако Советы потеряли несколько самолетов P-63. США признали ошибку пилотов. Они были отданы под трибунал, а командир звена отстранен от службы.
В конце все того же 1950-го американский патрульный самолет P2V сбил советский истребитель МиГ-15. Годом позже, советские истребители сбили американский самолет недалеко от Владивостока. Модель самолета и судьба экипажа неизвестна.
Следующий инцидент произошел в 1952 году, 13 июня. Американский самолет-разведчик RB-29 "Суперфортресс" 91-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-15 над Японским морем. Тогда погибли 12 членов американского экипажа. Советские пилоты утверждали, что самолет ВВС США открыл по ним огонь первым.
В июле 1953 года другой американский "Суперфортресс" 343-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит советскими истребителями МиГ-17 и опять в Японском море. Тогда из 17 членов экипажа выжил только один человек.
В ноябре следующего, 1954 года, разведчик "Суперфортресс" был сбит советскими истребителями в районе Курильских островов. 10 членов экипажа спаслись благодаря парашютам, один утонул во время приводнения.
В июне 1955 года американский патрульный P2V "Нептун" был сбит советскими МиГ-15 над Беринговым проливом. Все члены экипажа выжили, но получили серьезные травмы. СССР тогда признала вину своих пилотов, сославшись на плохую погоду, и выплатила потерпевшим компенсацию.
27 июня 1958 года с американский пассажирский самолет C-118 Лифтмастер якобы вторгся в воздушное пространство СССР и был сбит. В СМИ ходили слухи, что самолет принадлежал директору ЦРУ Алену Даллесу. Самого Даллеса на борту не было, а в результате инцидента все находившиеся на борту люди выжили.
Но на этом история противостояния СССР и НАТО в 50-х не закончилась. Очередной печальный инцидент случился в том же 1958 году: самолет-разведчик C-130A-II "Геркулес" 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США вылетел на патрулирование из аэродрома турецкого города Адан. Уже через пару часов полета он был сбит истребителями МиГ-17 в воздушном пространстве Армении. Тогда погибли все 17 членов экипажа. Некоторые тела были переданы американской стороне спустя четыре десятилетия.
60-ые: Летчик-шпион Пауэрс
|
Одним из хрестоматийных примеров противостояния американских советских военных и спецлужб стало так называемое "дело Пауэрса". Стивен Спилберг планирует снять фильм об этом эпизоде, а сценарий к этому фильму пишут братья Коэны.
1 мая 1960 года в районе Свердловска (теперь Екатеринбург) был сбит разведывательный самолет U-2C, который принадлежал разведке ЦРУ. На этот раз самолет сбили с земли, советским ракетным комплексом С-75. Ракеты зенитчиков также сбили и свой МиГ-19, который поднялся на перехват американского шпиона, пилот погиб. U-2C пилотировал Фрэнсис Пауэрс, которому удалось выжить. Он был осужден, но его обменяли на не менее одиозного советского шпиона в США Рудольфа Абеля в 1962 году.
В 1960-х годах было еще несколько случаев, логика и схематичность которых повторяет подобные инциденты десятилетием ранее.
70-ые: "Заблудившиеся" генералы
Среди многочисленных столкновений были и комичные случаи. Так в октябре 1970 года легкий пассажирский самолет ВВС США U-8 "Семинол" потерял ориентацию в пространстве и залетел в воздушное пространство современной Армении. По счастливой случайности ему удалось приземлиться на военном аэродроме советской части. На борту самолета находились два генерала армии США и турецкий полковник. Интересно, что пилоты поняли свою ошибку только после приземления и даже пытались взлететь сразу после посадки. Конечно, самолет заблокировали, а всех высокопоставленных пассажиров и экипаж задержали. После нескольких месяцев расследования инцидента, всех пассажиров "Семинола" отпустили.
|
В августе 1976 года два истребителя США "Супер Сейбр" вторглись в воздушное пространство на южных рубежах СССР. Один был сбит системами ПВО, второму удалось уйти. Летчик сбитого самолета успешно катапультировался и приземлился на территории Турции.
Кроме описанных инцидентов, конечно же, были сотни других. Большинство из них обошлись без жертв или неизвестны до сих пор. А счет опасных маневров и сближений самолетов СССР и НАТО идет, наверное, на тысячи.