Низкой явкой - по второму туру

Низкой явкой - по второму туру

Люди добровольно отказываются от демократии или от таких законов о выборах? Фото: Оскар Янсонс

Местные выборы в Украине отгремели. Мировая общественность их признала. Пришло время подводить итоги - оправдал ли себя избирательный процесс по новым правилам.

Не выборы, а блеск!

Президент Петр Порошенко уверен, что выборы удалось провести "блестяще". И во многом благодаря новому закону. По словам главы государства, пропорциональная система по открытым спискам сделала невозможными фальсификации, а двухтуровость в больших городах позволила избирателям получить мэра, за которого проголосовало намного больше горожан, чем это было бы при однотуровой системе.

Менее восторженные отклики о втором туре выборов звучали из ЦИК. Глава Центризбиркома Михаил Охендовский вообще считает, что, учитывая низкую явку, нужно отменять практику выборов в два тура.

- Второй тур выборов в городах с населением свыше 90 тысяч жителей вводился ради максимальной легитимизации городских глав - чтобы за них проголосовали более 50% избирателей, но если на повторные выборы будет ходить мало людей, тогда фактически мэров будут избирать 15-17% от всех избирателей, -  заявил Охендовский. - У законодателей может возникнуть вопрос о целесообразности сохранения мажоритарной системы абсолютного большинства, которая используется для выборов мэров крупных городов.

Новые правила не за горами

Спикер Владимир Гройсман уже анонсировал созыв рабочей группы для написания нового избирательного законодательства. Вот только каким ему быть, мнение разошлись.

Замглавы фракции БПП Игорь Кононенко занял такую же позицию, как и Охендовский, - признался журналистам, что двухтуровость в больших городах из-за низкой явки действительно себя не оправдала. 

- Второй тур внес в выборы "перчинку". Но я сторонник, чтобы в избирательном законодательстве было прописано, что если в первом туре отрыв между кандидатами в мэры составляет 20%+, то второй тур назначать не имеет смысла, - высказывает свое мнение экс-глава КИУ, народный депутат Александр Черненко.

Категорически против отмены двухтуровости один из главных юристов "Народного фронта" Леонид Емец:

- Два тура - это единственное, что есть хорошего в действующем законе о местных выборах. И это единственное, что должен унаследовать новый закон, - считает "фронтовик".

Не отменять, а, наоборот, распространять двухтуровость на маленькие города и села призывают в Комитете избирателей Украины.

- Не нужно спекулировать на теме низкой явки и из-за этого отказываться от идеи двухтуровости. Во-первых, необходимо искать пути повышения явки - это и проведение на государственном уровне пропагандистской кампании, насколько важно ходить на выборы, и искоренение "грязных" предвыборных технологий (чтобы избиратели не разочаровывались в кандидатах и методах их агитации). Во-вторых, двухтуровую систему необходимо переносить на все города, поселки и села. Лишь тогда можно получить мэра (сельского главу) большинства, - рассуждает глава КИУ Алексей Кошель. 

По его словам, цена вопроса проведения второго тура выборов по всей стране - около 400 миллионов долларов.

- Да, дорого. Но демократия - штука дорогая, - подчеркивает Кошель.

Предметно искать точки соприкосновения по этому вопросу народные депутаты начнут не раньше 24 ноября, когда снова соберутся под законодательным куполом страны. А к принятию нового избирательного закона смогут подойти не раньше, чем через полгода.

ЦИФРА

34,08% составила явка во втором туре местных выборов в Украине. Наивысшую явку ЦИК зарегистрировала в Тернопольской области - 55,67%, самую низкую - в Херсонской области: 20,52%. Явка на выборах мэра в Киеве составила 28,35% избирателей. 

БДИ! 

Кабмин решил, какие авто избавят от техосмотра

Выполняя требования Евросоюза, Кабмин распорядился со временем вернуть в Украину "водительскую радость" - технический осмотр. В первую очередь это коснется коммерческих транспортных средств, которые перевозят грузы и пассажиров. А вот легковушки придется приготовить к первой проверке с 01 ноября 2019 года. А дальше всем владельцам машин придется проходить ТО раз в два года. 

При этом часть транспорта освобождается от ТО:

  • Машины, которые используются на спортивных соревнованиях.
  • Машины, произведенные более 30 лет назад и подпадающие под категорию "исторические".
  • Машины дипломатов.
  • Машины, которые эксплуатируются в сельскохозяйственной сфере на территории Украины.
  • Машины, предназначенные для использования в зоне отчуждения.
  • Специализированные машины, которые используются на территории Украины для перевозки цирков, парков развлечений. Их максимальная скорость не должна быть выше 40 км/ч.
Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях