Ну кто мог предположить, что прифронтовой абхазский город Гал - побратим Северо-Западного округа Москвы. А потому мы быстро нашли общий язык с главой администрации Гальского района Бесланом Аршбой. Теперь его район самый знаменитый в Абхазии, потому что стал на этой неделе вдвое больше.
Как абхазский и грузинский князья землю делили
- Завтра поедем в бывшую Грузию, - пообещал Беслан, - хотя мы, абхазы, никогда не считали эту землю грузинской.
Утром сели в «уазик» полномочного представителя президента Абхазии в Гальском районе Руслана Кишмария. На легковушке туда не попасть. После прохода здесь российской бронетехники асфальта не осталось.
- Ехать медленно нельзя, - кричит Кишмария. - Будешь ездить медленно - может мина взорваться прямо под машиной. А если быстро - проскочишь.
- По чьей земле едем?
- Еще вчера правая сторона улицы была абхазской, а левая - грузинской. Говорят, эти два села, Хурча и Ганмухур, вдоль правого берега реки Ингури в далекие времена абхазский князь проиграл князю грузинскому. В нарды. Но грузинский князь плюнул на дареную землю, дома в ее русле нельзя было строить - строптивая была речка. Зато Сталин построил на Ингури плотину, реку усмирил, а всех абхазов и мингрелов здесь за пару дней превратил в грузин. Тогда фотографий в паспорта не вклеивали, а потому паспортизировать можно было всех как грузин заочно. Вручали документы насильно. Подлил масла в огонь развал СССР. Абхазы хотели вернуть свою землю. Грузины ее не отдавали. Началась партизанская война. А пострадали в ней больше всех мингрелы. Грузины, постреляв по абхазам, убегали за Ингури, - продолжает Кишмария. - Теперь весь правый берег Ингури и села Хурча и Ганмухур абхазские! Пусть за речкой у себя стреляют!
А мингрелов, кстати, всегда было больше, чем настоящих грузин. Даже в самой Грузии их большинство. И все они могут получить абхазское гражданство, если обратятся в Абхазский научно-исследовательский институт. Ученые там, изучив генеалогическое древо, обязательно раскопают у каждого из них предков абхазов. Сейчас у мингрелов советские паспорта, молодежь не знает ни русского языка, ни грузинского. А своей письменности у мингрелов нет.
Абхазы решили не переступать за Ингури. Они заняли бывшие грузинские блокпосты на своем берегу и окопались.
- Даже если русские займут Тбилиси, - говорят в абхазской армии, - мы туда входить не будем - нам чужой земли не надо! А вот свою больше никак не отдадим.
Кстати, мингрелы, из которых грузины долго пытались сделать боевиков для захвата Абхазии, сдались в эти дни русским десантникам без боя. Просто побросали оружие и грузинскую форму.
Увидев на абхазском берегу Кишмарию, с грузинского берега протиснулся журналист информагентства США «Ассошиэйтед Пресс».
- А почему вы не выпускаете в Грузию беженцев? - с тревогой в голосе спросил он.
Вопрос вызывает неловкую паузу. В это время, стуча по мосту копытами, проковыляла кобыла с повозкой хлеба.
- Да не будет никаких беженцев, - удивляется американцу Кишмария, - у нас, когда молодые встречаются, год под руку ходят. Потому что ее прадедушка может быть родственником его прабабушки. Если это вдруг выясняется, они становятся братом и сестрой. Так что даже и не ждите. Здесь все почти родня. Обижать друг в друга не будут...
В сторону Грузии двое мингрелов тащат свою телегу. На ней турецкие одеяла. Мингрелов не трогают. Хотя они по большому счету мародерничают, растаскивая грузинский военно-тренировочный лагерь «Патриот». Там американские и грузинские спецы готовили мингрельскую молодежь к войне с Абхазией.
- Именно оттуда, - показывает на берег моря Кишмария, - грузины собирались наступать вдоль моря. Всего 40 километров до Гала.
Мы подъезжаем к «Патриоту». Он - точная копия любой американской базы. Уютные кемпинги на 2 - 3 тысячи солдат, бассейн и бар. Десятки грузинских флагов и пластмассовые пальмы. Полоса препятствий и даже ринг для рукопашного боя. В комнатах - кровати, под ними упаковки сникерсов, американские винтовки М-16, патроны. Всю эту нелепую картину дополняет песчаный пляж.
- Такого американского добра много, - вздыхает Кишмария, - миротворцы вывозят с грузинских территорий оружие целыми грузовиками. Особенно много - с базы в Синаки. Автоматы Калашникова сделаны в Китае и Венгрии, патроны для них украинские, амуниция турецкая, винтовки американские. Больше 10 000 комплектов военной формы.
Кстати, в ящиках с украинскими патронами и оружием - записки «от благодарного украинского народа»...
Теперь бы еще денег...
Разговаривая с абхазами и мингрелами, я лично впервые за долгие годы чувствовал гордость за Российскую армию. Все было как-то обидно, что не спасли сербов, гибли от рук наемников, воевавших в Чечне и безнаказанно убегавших в Кодорское ущелье. И вот все встало на свои места. Наконец те, кто чувствовал свою безнаказанность, получили вполне по заслугам. Именно об этом сегодня говорят на гальском рынке абхазы, мингрелы и армяне.
Видели бы вы глаза наших десантников, которым абхазы приносят воду на вокзал Сухуми, чтобы обмыться. Контрактники моются прямо на глазах прохожих, которые, смущаясь и одновременно радуясь, подают им воду еще и еще.
- Даже не сомневался, - говорит житель Очамчирского района Дато Мерцахулава, - что русские поддержат нас. Вон у нас даже Бабаевская фабрика купила 120 гектаров земли под лесной орех. Все больше русских женятся на абхазках, больше приезжают отдыхать. 280 километров наших пляжей будут всегда открыты для гостей, а не врагов.
Все тут в один голос заверяют: Саакашвили - враг своему народу. Почему? Да потому что в Гальском районе работает и российское, и грузинское телевидение. За эти дни своими телеречами ставленник США отвернул от себя всех по обе стороны Ингури.
- У нас в Очамчирском районе уголь добывают турки, - говорит мингрел Заза, - они уже однажды пустили к себе американские военные базы. Теперь вот работают на чужбине. Они рассказывали, что вакансий на их базах просто нет. Американские солдаты кочуют по миру со своей свитой: парикмахерами, слесарями и другими рабочими. Когда мы слышим о дружбе с Америкой, смеемся. Зачем нам новый друг за океаном, когда есть старый и проверенный - Россия?
- Конечно, пока Россия не признала нас самостоятельным государством, - вздыхает глава администрации Гальского района Беслан Аршба, - мы хотели бы рассчитывать на поддержку. Сейчас нам она нужна не только военная. Жители села Хурча сами закрасили грузинский флаг на фасаде сельской школы, но вот чтобы нарисовать такой же огромный абхазский, денег уже не нашлось. А еще нам нужны деньги и для ремонта дорог. Во многих школах нет парт и школьных досок. Мы готовы принять любую помощь, как от простых людей, так и района Москвы - побратима. Ведь все это нужно не только абхазам, мингрелам и армянам, но и русским, которые пережили эту затяжную войну рядом с нами.
Я тут же понимаю, что не такие уж простые абхазы - получив от России защиту, не откладывая, решили развить успех и взять с богатой Москвы еще и денег. Но деньги, думаю, они все же заработают сами. На русских туристах. Вот я - приехал в Абхазию позавчера в отпуск. А тут - боевые маневры. Но они, судя по всему, скоро закончатся, и я снова пойду тратить рубли в Гаграх.