Следы войны
Город встретил теплой солнечной погодой. На часах было четыре дня, а улицы уже практически опустели. Шумели лишь торговцы, сворачивающие свои палатки, таксующие мужики около разбитого прошлым летом супермаркета.
- Год не была тут, - откровенно призналась женщина, приехавшая в Луганск вместе со мной на рейсовом автобусе. Во время разговора мы не выдержали и бросили свои тормозки двум собакам, которые жадно разрывали на части пакет с крошкам от хлеба.
- Ну вы даете. Бутерброды с колбасой бросать псам. Может, на такси тогда прокатитесь домой? - улыбчиво предлагает нам таксист, протирая лобовое стекло автомобиля с наклейкой "ЛНР". Но мы разъехались на маршрутках.
Просовываю через окошко водителю три гривны за проезд - и сразу получаю отказ:
- Рубли давай!
Покопавшись в кармане, нахожу 50 рублей и передаю, на сдачу получаю горсть железных монет с двуглавым орлом.
Рассматривая через окошко город, понимаю, что он изменился в сравнении с прошлым годом, стал чище. Коммунальщики высадили на клумбах красные розы, побелили тротуары. Но следы войны бросаются в глаза - разбитые от снарядов здания заколочены досками, до лучших времен. Закрыто и большинство автосалонов, магазины одежды.
Назад в прошлое
Днем горожане в основном прогуливаются по центральным паркам и скверам. Пока малышня играет на детской площадке, мамочки сетуют о войне на ближайших лавочках.
- Наконец-то возможность появилась погулять! На улице тихо, не стреляют. Но если честно, как только слышу какой-то резкий звук, сразу беру ребенка за руку и дергаем домой. Это уже как рефлекс, - рассказывает луганчанка Анна.
Еще одно любимое место для прогулок у горожан - центральный рынок. В отделах с продуктами настоящее столпотворение, еды на прилавках хватает, правда, отечественные марки редко встретишь.
- Из Украины редко что-то удается привезти. Блокада как ни крути. Но люди начали потихоньку покупать хоть что-то. Пенсии и зарплаты выплачивают, но много ли они купят? Курс в Луганске ненормальный - 1000 рублей расценивают как 500 гривен. А если колбаса рублей 400, сможет ее себе человек позволить с зарплатой в 2 тысячи? Кто-то до сих пор за "спасибо" горбатится на предприятиях. Но ничего не сделаешь, такое уже проходили двадцать лет назад, - делится впечатлениями продавщица в продуктовом ларьке.
Плачевная ситуация в аптеках. Лекарств не хватает. Купить можно лишь самое простое - капли в нос, таблетки от кашля, от температуры. Луганчанки жалуются - элементарный набор для похода к гинекологу приходится искать по всему городу.
P.S. День перед отъездом я провела в кругу знакомых и родственников, которых не видела больше года. Прощаться с ними было тяжело, в голове постоянно звучал один вопрос: а увижу ли я их вновь? Выезжая на автовокзал, в последний раз взглянула на центральную площадь, на парки и скверы, где прогуливались влюбленные парочки.
- Хорошей всем вам поездки и возвращайтесь домой, - сказал перед отъездом водитель автобуса. Через десять минут на трассе показался знак с перечеркнутым словом "Луганск". Стало тоскливо. Родных степей за окном уже не было видно. И сразу вспомнились слова, которые сказала мне мама напоследок: "Мы здесь прорвемся, а Луганск ты успеешь еще не один раз увидеть. Он от тебя никуда не денется". Надеюсь, что так все и будет.
КСТАТИ
В зоопарке с мясом проблемы
|
Добродушными оказались сотрудники зоопарка. Нас тепло встретила заместитель директора Светлана Оксенгорова. Она признается - работать в условиях полной блокады тяжело, но на животных это не сказывается. Они хорошо питаются, прививки им делают вовремя.
- В прошлом году нам хорошо помогал мясокомбинат. Но сейчас у них у самих проблемы - завоза мяса нет, как и убоя. Но передают иногда фарш, остатки замороженного мяса. Луганчане уже тоже меньше помогают - денег нет. Аттракционы все починили, летом люди приходили. Вот за эти деньги все и покупаем. Крупы нетяжело достать, а мясо… С ним проблемы. Раньше оно из Украины шло в основном, а теперь через оптовиков лишь удается что-то перехватить, - рассказывает Светлана.
В зоопарке, как и в самом парке Первого мая, где он расположен, чисто и опрятно, все лавочки и качели выкрашены. Правда, на всю эту красоту смотреть некому - людей здесь в будние дни не так много.