Уже в эти выходные белорусы узнают, кто станет их следующим президентом (а вы как думаете, кто?). А день в день с украинскими выборами пройдут выборы в парламент Польши. "Комсомолка" сравнила методы агитации, которыми пользуются кандидаты трех стран.
Украина: таких денег у соседей нет
Меньше трех недель осталось до выборов местных советов. Предвыборная агитация в самом разгаре, в этот раз кандидаты как никогда близки к народу и хотят достучаться до людей любыми способами.
И самый привычный в этом - подарочные наборы. И это уже не гречка. Например, в Одессе от имени одного из кандидатов раздали людям пакеты с коньяком, конфетами и сертификатом на чистку подушек. Сложно объяснить, почему кандидат сделал именно такой выбор. Но вообще раздачу предвыборных слонов - обещаний и подарков - можно назвать любимым методом работы политиков в Украине.
И хоть это обходится недешево, они надеются окупить траты потом, когда попадут в клуб избранных и близких к бюджету людей. Размах поражает. По оценкам нардепа Александра Кодолы, каждому из кандидатов в парламентарии по Черниговскому округу выборы обошлись в миллион долларов. Местные выборы обходятся дешевле, но кандидаты не скупятся.
- Меня поражает количество денег в украинской избирательной кампании. Она одна из самых дорогих в Европе, - говорил "Комсомолке" польский аналитик Войцех Конончук. Как руководитель группы Беларуси, Украины, Молдовы польского Центра восточных исследований он буквально на днях проехался по регионам нашей страны. - Такие бюджеты я мало где видел. Да и честно говоря, не могу себе даже представить себе страну, где кампания будет стоить столько же. В Польше таких денег попросту нет.
|
Кроме подарков еще один излюбленный метод - избирательные плакаты. Для Украины это обязательное правило, будь то президентская, парламентская или местная кампания. Конончук отмечает агрессивность лозунгов: плакаты как будто вбивают избирателю в головы: голосуй за белого, за красного, за синего. Но повысит ли это их шансы добиться желаемого - очень сомнительно.
Польша: сражаются в телевизоре
25 декабря поляки выберут депутатов Сейма. Но на улицах близости кампании практически незаметно - нет ни бордов, ни палаток, ни машин с агитацией. Основа для политических дебатов - СМИ, причем в равной степени и газеты, и телевизор. Именно в текстах и сюжетах конкурируют политические убеждения и лозунги. Польские политические силы стоят на идеологических позициях. По словам политолога Евгения Магды, который на прошлой неделе был на форуме в Польше, у нас большинство партий стоит на позиции "за все хорошее против всего плохого". А там существует разница и позиционирование по чувствительным для общества вопросам.
|
По прогнозам социологов, партия "Гражданская платформа", которая уже восемь лет при власти, выборы проиграет. Хотя к этому и нет объективных причин: в Польше наблюдается экономический подъем, растет ее вес в структурах Европейского союза. Но поляки устали от этих политиков, и поэтому большинство голосов может набрать "Право и справедливость", которая уже продемонстрировала свою силу и провела своего кандидата Анджея Дуду в президенты.
Несмотря на прогнозируемый проигрыш, не зафиксировали ни одного случая, чтобы "Гражданская платформа" перешла границу общепринятых правил.
- Польша в 1980-х прошла свою политическую эволюцию, - говорит политолог Евгений Магда. - А к сегодняшнему дню общество дозрело до того, чтобы выбирать депутатов по настоящим открытым спискам. Избиратели сами определяют, на каком месте в списке должен стоять тот или иной кандидат. Этим они сильно отличаются от нас: избирательный закон одобрили в последний момент, и там только пародия на открытые списки. Я не могу идеализировать Польшу, но надо понимать: только гречкой мы далеко не уйдем. Это тупиковый путь развития. Если такой формат сохранится, то не надо удивляться результатам выборов и что опять пришли те, против которых мы уже голосовали.
Беларусь: чинная и благородная кампания
Беларусь уже в это воскресенье выбирает президента. Но по их законам все желающие могут проголосовать заранее - все участки уже открыты. На момент подготовки номера проголосовали уже 5 процентов белорусов. А судя по опыту прошлых лет, досрочно могут проголосовать около трети избирателей.
|
Кампания на вотчине Александра Лукашенко идет неторопливым путем: кандидатов много, платформы разнообразные, но в пух и прах никто никого не разбивает. Соревнуются между собой очень благородно. Листовки расклеивают в приспособленных для этого местах, войны компроматов нет, ушаты грязи друг на друга не льют. Разве что неожиданно много, в сравнении с прошлыми выборами, телевизионной рекламы. А на дебатах кандидаты обсуждают, нужна ли стране евроинтеграция, и прощаются с избирателями словами "Живе Біларусь!" - аналогом нашего "Слава Украине!". Раньше такого и в помине не было.
Еще одно отличие этих выборов - среди кандидатов впервые появились любопытные кадры. Хотя, конечно, к нашему Ляшко с его вилами и коровой они даже не приблизились. Но начинающие политики там движутся в этом направлении и уже выдвинули в президенты рыжую девушку Ирину Першину - именно из-за цвета ее волос. Но из-за неправильно собранных документов дальше Центризбиркома она не прошла. Был еще один претендент-фрик - журналист информагентства заявил, что двигает в президенты своего кота. С Барсиком они пришли под двери ЦИК, а оттуда их увели милиционеры. Хозяина кота обвинили в хулиганстве и составили протокол. Но на фоне прошлых лет даже такие проявления в Беларуси можно считать торжеством демократии.