Загрузить еще

В Грузии наступил худой мир?

В Грузии наступил худой мир?
Фото: На митинге Саакашвили пообещал, что бомбежки больше не будет.

...Во втором часу ночи Эльза ждала меня на крыльце у распахнутой двери и просто сияла от радости:

- Здравствуй! Президент Украины к нам прилетел! Саркози прилетел! (Фамилию французского лидера она произносила как «Саркоз».) И Саркоз уже договорился с Медведевым о перемирии!

Мы расцеловались.

Конечно, я не обольщалась, что эти уважаемые господа разместились рядом в номерах маленькой частной гостиницы с пафосным названием V.I.P. - в подворотню со стороны улицы Леселидзе бронированные лимузины не протиснутся! - но все равно стало радостно. По телевизору уже транслировали пресс-конференцию лидеров. Саркози и Саакашвили стояли за трибунами под сенью государственных флагов. Эльза, хозяйка V.I.P, ловила каждое слово и переводила:

- Стрелять и бомбить больше не будут. Сделают гуманитарный коридор.

Беженцев призывают возвращаться. Слава Богу...

Несколько раз показали Ющенко. Он стоял в стороне, в наушниках, с напряженным лицом и кивал. Свою речь украинский президент произнес несколькими часами раньше на митинге у грузинского парламента и сорвал аплодисменты публики. Мы с Владом Каськивым, лидером радикальной партии «Пора» (тем самым, кого недавно не пустили в Россию, объявив персоной нон грата), поспели туда, что называется, к шапочному разбору. В последний момент «Международные авиалинии Украины» отменили рейс Киев - Тбилиси 12 августа. Говорят, взбунтовались местные страховщики: вот долбанут россияне ракетой за то, что продавали оружие в Грузию, - плати потом «гробовые»... 

Нас подсадили на грузинского перевозчика - «Аирзену». Мол, если что тут случится - так без обид.

На подлете Каськив приоткрыл шторку иллюминатора и что-то внимательно рассматривал. Оказалось - два самолета, которые на расстоянии примерно километр вели наш «боинг» вплоть до посадки. То ли истребители, то ли, наоборот, охрана - непонятно. В любом случае хорошо, что поделился этим наблюдением уже на земле.

Поближе к площади Роз Каськив вынул из сумки сине-желтый флаг, повязал им плечи и сразу оказался в центре внимания толпы, возвращавшейся с митинга.

- Украина! Спасибо, брат! - его то и дело останавливали, жали руки и пытались обнять.

- Держитесь! Мы с вами в борьбе! Агрессор не пройдет! - растроганно отвечал Влад, явно ностальгируя по славным денькам на Майдане, когда он и Ющенко вместе «зажигали» аудиторию.


Чтобы поддержать своего коллегу, в Тбилиси приехали лидеры Эстонии, Польши, Украины, Литвы и Латвии.

Общались стороны, разумеется, на русском - хоть и язык «оккупантов», а без него тут грузинам и украинцам друг друга не понять. Однако каких-либо конкретных пожеланий или предложений от горожан, сколько мы ни встретили на пути, не прозвучало.

- Что-то мало у людей энтузиазма, - с сожалением констатировал Влад.

Возможно, он предполагал, что прямо на улице начнут выстраиваться колонны добровольцев, готовых в отместку выдвигаться на штурм Москвы. Лишь сотни, тысячи пустых пластиковых бутылок из-под минералки устилали асфальт площади. Слишком знойным и нервным выдался этот день в столице. Но его следы уже ликвидировали, по-европейски деловито жужжа, муниципальные мусоровозы. 

Эльза, хозяйка гостиницы, на митинг не ходила. Бизнес на кого бросишь? Тем более что почти все соседи, владельцы маленьких магазинов и кофеен, забив багажники машин продуктами, накануне целыми семьями уехали в Кахетию - там спокойней.

- И мужчины тоже уехали? - уточнила я.

Эльза вздохнула:

- Саакашвили пообещал, что население предупредят об атаке. Но уже столько жертв, а президент такой (ищет определение) резкий... Армию нашу убили, заводы разбомбили, три корабля в порту Поти уничтожили... 9 августа объявили призыв резервистов. В военкоматы пришло много маленьких мальчишек, школьников по 16 лет, чтобы им дали автоматы. И женщины просились: «Возьмите, стану готовить солдатам еду!»

Списки с одного такого призывного пункта Эльза, ревностная прихожанка грузинской православной церкви, отнесла в монастырь старцу - чтобы молился за здравие полутора тысяч потенциальных солдат Саакашвили. Но на следующий день их всех распустили по домам.

- Пусть нас всех теперь Евросоюз от России защищает, - заметила Эльза.