О Минских договоренностях
"Для Украины не существует альтернативы мирному урегулированию. Безальтернативными на данное время являются Минские договоренности, поддержанные решением Совбеза ООН и решением совета Евросоюза, решениями всех стран - членов нашей проукраинской коалиции".
- Наши европейские партнеры, в первую очередь Германия и Франция, если можно так сказать, вложились в Минские соглашения и надеются, что мы будем следовать в их фарватере, - говорит политолог Вадим Карасев. - Поэтому нам тут нужно быть очень осторожными. Нужно не рассориться с ними, но в то же время думать и о национальных интересах. В этом и заключается задача украинской дипломатии - балансировать на грани наших и их интересов. Сейчас конфликта между ними нет, но есть определенные расхождения.
О консолидации политиков
"Будет значительно труднее, если вести безответственную политику, если думать только о том, как понравиться - вместо того чтобы спасать страну и людей от смертельной опасности. Нам нужна консолидация. Хотел бы еще раз повторить свой призыв ко всем политическим силам: один-единственный национально-государственный стяг ценнее сотни партийных знамен".
- Консолидировать усилия можно ради чего-то или против чего-то. Но касательно внутренней политики этот термин не подходит, - считает политолог Виталий Бала. - В политике без конкуренции невозможно. Только конкурируя друг с другом, партии могут помочь достичь лучшего уровня жизни. Но я все-таки надеюсь, что президент имел в виду консолидацию ради победы Украины.
О ратификации соглашения с ЕС
"Военные освободили большую часть Донбасса. Мы защитили европейский выбор, и Соглашение об ассоциации с ЕС осталось ратифицировать только двум странам ЕС. Вопреки противодействию Москвы, Соглашение вступит в действие и будет выполняться в полном объеме".
- В этих словах ситуация выглядит более оптимистичной, чем есть на самом деле, - комментирует эксперт-международник Павел Рудяков. - Как и предполагалось, процедура ратификации заняла год с лишним. Но нельзя опережать события и говорить о том, что оно заработает в ближайшее время. Судя по настроениям европейских экспертов, в ЕС будут притормаживать введение Соглашения в силу. В первую очередь из-за неурегулированных отношений Украины и России. Все-таки ЕС и РФ - торговые партнеры, и не в их интересах портить отношения из-за интересов третьего лица.
Об отношении к происходящему в Донбассе
"Украина и украинцы выстояли и выдержали удар. Мы были, мы есть, и мы будем. И пускай эти мои слова вспомнят в далеком будущем, когда будут отмечать первые сто лет независимости. А вот Новороссия - такой же миф, как у известного писателя Толкиена - страна Мордор…".
- Если бы не было международной солидарности, то сейчас все было бы намного хуже, - считает политический обозреватель Тарас Чорновил. - Эта поддержка есть, хотя и не всегда в выгодных для нас форматах. Например, изменения в Конституцию с особым статусом Донбасса, которые поддержали европейские политики. Но поддержка Запада не означает, что он будет нас обеспечивать финансами, предоставлять оружие и прочее. Все-таки это коалиция не совсем равных партнеров - есть те, кто чем-то жертвует и что-то дает.
О контрактной армии
"Мы за мир, но мы не пацифисты! Поэтому будем наращивать расходы на вооруженные силы, увеличивать денежное обеспечение военнослужащих, усиливать контрактную составляющую. Впрочем, обещать отмену призыва и отсутствие новых волн мобилизации не могу. В условиях агрессии стопроцентно контрактной армии быть не может в принципе. История не знает таких примеров".
- Создание профармии - действительно вопрос не одного дня. И прежде всего вопрос финансов. Мобилизацию, судя по всему, придется продлить хотя бы потому, что прослуживших год в зоне АТО надо отпускать домой, - отмечает военный эксперт Геннадий Шульга. - Но проблему нужно решать не количественно, а качественно - не принуждением ставить под ружье, а поощрять материально. Тогда у молодых людей будет мотивация оставаться на контракт, и таким образом сформируется косяк профессиональной армии будущего.
О повышении выплат пенсионерам и бюджетникам
"Касательно индексации зарплат и пенсий. Мы совместно с правительством ищем и найдем в ближайшее время возможность провести ее как можно раньше".
- Если инфляция и дальше будет раскручиваться, а к этому все идет, то повышение зарплат и пенсий возможно, - считает экономист Александр Кошик. - Нужно понимать, что из-за инфляции повышаются доходы в бюджет. Если посмотреть цифры доходов и сборов, то это легко можно понять. Но все-таки это предвыборный лозунг - у нас и без того было запланировано индексировать пенсии 1 декабря. Но доходы населения упали настолько, ситуация настолько катастрофическая, что власть поняла: надо что-то делать, иначе конкуренты на выборах получат значительное преимущество.
О перспективах для бизнеса
"Есть осторожные основания считать, что экономика преодолела глубокий стресс, причиненный войной. Бизнес адаптируется, находит новые рынки на замену полностью закрытому для нас российскому - экономическую войну против нас Россия тоже не останавливает, стремясь нас истощить. Тем не менее уже в ближайшие месяцы может возобновиться экономический рост. Это произойдет только лишь благодаря отсутствию военной эскалации".
- О том, что украинский бизнес находит новые рынки, экономистам ничего не известно. Более того, статистика говорит о том, что торговля обвалилась даже с ЕС, - говорит экономист Всеволод Степанюк. - Что касается перспектив, то их тоже нет: высокие кредитные ставки, коррупция и бардак в стране никак не способствуют тому, чтобы украинский бизнес был конкурентен на внешних рынках. Российский рынок для нас не закрыт, хоть и упал в три раза, нанеся тем самым нашей внешней торговле невосполнимые потери. Тем не менее РФ и с оставшимися десятью процентами продолжает оставаться нашим крупнейшим торговым партнером. А что касается торговли с ЕС, которую нам не устают обещать уже "вот-вот", то согласно соглашению об Ассоциации о ней можно забыть на 10 лет.
КСТАТИ
Не только об АТО
Речь Петра Порошенко в этом году удлинилась, если сравнивать с 2014 годом. Любопытно, что в прошлом году сам президент называл шествие военных по Крещатику парадом. А в этом году в АП решили, что парад во время войны - это чересчур, и просят считать это действие "маршем". Зато в прошлом году Петр Порошенко предлагал назвать события на востоке "Отечественной войной четырнадцатого года". Но термин не прижился, и сам президент больше к нему не возвращался.
Без этих нюансов структура выступлений очень похожа. Оба адресованы основной аудитории - военным и волонтерам, и оба начинаются четверостишием. В прошлом году - Павла Тычины, в этом - Лины Костенко. В 2014 году Порошенко произнес 6617 слов, а в этом - 9163. Именно в этих дополнительных трех тысячах слов проявляются основные отличия. Если в прошлом году, кроме войны, он не поднимал других тем, то сейчас свободно рассуждает о политике и переходит от темы АТО к приближающимся местным выборам.