Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
10 мая
Загрузить еще

Россия наложила вето? Три уловки, как его преодолеть

Россия наложила вето? Три уловки, как его преодолеть
Фото: Представитель России в Совбезе Виталий Чуркин воспользовался правом вето. Фото: REUTERS

Ночное заседание Совета безопасности ООН окончательно раскрыла позиции мировых стран в отношении сбитого 17 июля 2014 года над Донбассом пассажирского самолета "Боинг" Малазийский авиалиний.  Россия наложила вето на создание международного трибунала по расследованию этой катастрофы. Ожидаемо.

Большинство членов СБ ООН, а это 11 стран высказались "за", а Китай, Ангола и Венесуэла воздержались. Это тоже предсказуемо.

Теперь Нидерланды, Малайзия, Австралия, Бельгия и Украина при поддержке США, намерены продолжить совместную работу для создания международного трибунала. Дэвид Кэмерон предложил найти альтернативу трибуналу ООН по сбитому "Боингу".

Эксперты называют несколько вариантов, предупреждая при этом, что каждый из них будет весьма сложен в реализации. 

Вариант 1: Генеральная Ассамблея ООН

- Решение о создании международного трибунала по сбитому Боингу может принять Генеральная Ассамблея ООН.  И тут Россия уже не будет иметь права вето. Но сложность заключается в том, что для такого решения нужно будет получить поддержку двух третей из 193 стран-членов ООН, – рассказал "КП в Украине" экс-судья Международного трибунала по Югославии и бывший представитель Украины в ЕС и НАТО Владимир Василенко.

Вариант 2: трибунал на несколько стран  

Рассмотреть дело "боинга" можно в национальных судах стран, граждане которых погибли. Это, конечно, не международный трибунал, но лучше, чем ничего.  

- Это может сделать Австралия, Нидерланды, Малайзия или Украина. Трудность этого варианта заключается в том, что обвиняемые не является в суд вследствие чего, они не признают решения такого национального суда, - пояснил Владимир Василенко.

Вариант 3: использовать суд США или Испании

Еще одним выходом является проведения суда в странах, судебная система построена на принципах универсальной юрисдикции. Как, например, в США, Испании или Бельгии. Это значит, что если совершенно преступление против человечности и прав человека, то национальный суд таких государств может рассмотреть такое дело в независимости от гражданства пострадавших людей и того, кто совершил преступление. Также расследованием  катастрофы может заняться и международный уголовный суд в Гааге.

При этом Владимир Василенко обратил внимание не нелогичную позицию России.

- Там заявляют, что самолет сбила украинская ракета. Тогда возникает вопрос, почему Россия выступает против создания трибунала по расследованию этой катастрофы, - сказал дипломат.

С ним по ряду пунктов согласен и экс-министр иностранных дел Константин Грищенко.

- Конечно, принятие решение через Совбез ООН был бы самым простым и легитимным путем. Все другие варианты связаны со своими сложностями в реализации такого намерения. Например, решение о создании трибунала может принять Генеральная ассамблея ООН. Но для этого нужно получить поддержку значительного количества стран-членов ООН. Также может быть создание такого трибунала одной или несколькими странами. Но тут возникает вопрос о силе этого решения. Тем не менее страна, которая применяет вето в такой эмоционально насыщенной атмосфере не получает для себя никакого позитива, - заявил "КП в Украине" дипломат. 

ДОСЛОВНО

- А зачем гражданские самолеты направляли в зону, где идут военные действия? Будем надеяться, что расследование разберется, и БЕЗнаказанность наступит и в отношении тех, кто сбивал самолет, - оговорился прямо по Фрейду постпред России в СБ ООН Виталий Чуркин.

- Наложив вето на этот проект резолюции, Россия попыталась остановить правосудие, отказать в правосудии 298 жертвам на этом рейсе, - заявила представитель США Саманта Пауэр.

- Мы хотим, чтобы виновные предстали перед международным судом. Ни у кого не будет никаких причин противостоять этому, кроме тех, кто совершил это преступление, - заявил на заседании Совбеза министр иностранных дел Украины Павел Климкин.

- Мне сложно понять, чтобы член Совета безопасности препятствовал правосудию в случае трагедии, где пострадало так много людей. Безнаказанность посылает опасный сигнал, - заявил в ходе выступления в Совете безопасности ООН в среду вечером министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс.

- Таким решением Совбез направил неправильный сигнал родственникам жертв крушения. Кроме того, посылается опасный сигнал о безнаказанности за эти гнусные преступления, - министр транспорта Малайзии Лиоу Тионг Лай.