Парламентская ассамблея Совета Европы подавляющим большинством голосов признала Россию страной-агрессором. И этот документ открывает путь к возможности введения миротворческого контингента на Донбасс. Президент Петр Порошенко уже подписал закон, который разрешает введение "голубых касок" в Украину. Но этому может помешать сама антитеррористическая операция в зоне конфликта и очень высокая стоимость такой миротворческой миссии.
-- 27-я статья Устава ООН гласит, что государство-агрессор не может воспользоваться правом вето на введение миротворцев. Но даже если оно и будет преодолено, то введению "голубых касок" в Украину будет мешать ряд других причин. Украина называет конфликт на Донбассе Антитеррористической операцией. А Запад отвечает: если там проходит АТО – то о какой миротворческой операции идет речь?, -- рассказал "КП в Украине" председатель "Союз участников миротворческих операций", участник миссии ОБСЕ в Косово и миссии НАТО в Ираке, Сергей Грабский
А кроме этого, по его словам есть очень большие сложности с финансированием миссии "голубых касок". -- У ООН, попросту нет денег на это. Лизинг только одного солдата при полной амуниции и вооружении обходится ООН 1600-2000 долларов в месяц. С учетом масштаба конфликта количество миротворцев на Донбассе должно быть не менее 12-15 тысяч человек. А это 24-30 млн. долларов только за один месяц или 280- 360 млн долларов в год. И это при том, что сейчас в мире проводится порядка 26 миротворческих миссий. Успокаивает только то, что сама Украина не будет финансировать миротворцев. Ведь конфликт, за помощью в разрешении которого мы обратились к мировому сообществу, происходит на нашей территории, -- заявил Сергей Грабский.
При этом эксперт не исключает того, что в случае преодоления вето Россия потребует участия своих солдат в этой миссии. - Теоретически такой вариант возможен. Но в практике ООН существует традиция, что страна, имеющая общие границы со страной конфликта, как правило не принимает участие в миротворческой операции. То есть исключаются Россия, Беларусь, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия. А Украине категорически нельзя соглашаться на подобное предложение, потому опыт работы россиян в миротворческих миссиях показывает, что они не всегда придерживались нейтральности и принципов международного гуманитарного права, -- рассказал Сергей Грабский.