8 января
Загрузить еще

Люстрации готовят люстрацию

Люстрации готовят люстрацию
Фото: Запад дает понять Киеву, что нынешний закон о люстрации нарушает права человека, а значит - не отвечает нормам европейского сообщества. Фото: Олег Терещенко

Полгода ожидания

Одним из главных инструментов искоренения коррупции в украинском чиновничьем аппарате должен был стать Закон "Об очищении власти", или люстрация. Но буквально сразу же после его принятия документ жестко раскритиковали представители Венецианской комиссии и настоятельно порекомендовали официальному Киеву серьезно его переработать. Прошло почти полгода, но воз и ныне там. И, похоже, терпение у европейских чиновников заканчивается. 

- Выводы будут разгромные. Для правительства это приговор. И, к сожалению, это приговор всему набору инструментов люстрации. Открытым текстом говорится, что закон нужно менять, что в таком виде он не отвечает ни принципам Европейской хартии, ни нормам европейского сообщества, - сообщил глава высшей квалификационной комиссии адвокатуры Украины Валентин Загария, слова которого цитирует агентство "Украинские новости". 

Закон с коленки?

Главные претензии  Венецианской комиссии состоят в том, что  люстрация не должна рассматриваться как аналог уголовного преследования. Также критикуются масштабы увольнения чиновников и использование люстрации в качестве противодействия коррупции. Чем будут отвечать европейцам украинские чиновники - неизвестно. 

В свою очередь политологи считают, что критика Венецианской комиссии вполне обоснована. 

- О какой люстрации можно говорить, если буквально несколько дней назад президент своим указом освободил от люстрации командующего Воздушными силами Украины Юрия Байдака? Ну нельзя проводить люстрацию в ручном режиме! Как и нельзя писать такие законы на коленке, - считает политолог Вадим Карасев.  

Европа не поймет

Если резолюция Венецианской комиссии все-таки будет принята в том виде, который сейчас обсуждается, - это может стать имиджевым ударом для Украины, считают эксперты. А требования все равно придется выполнять, чтобы избежать негативных последствий со стороны Европы.  

- Этот закон является ярким примером некомпетентности парламента. Нужно срочно вносить изменения согласно рекомендациям Венецианской комиссии. Вот только успеют ли это сделать парламентарии до конца этой сессии - не ясно,- размышляет политолог Виталий Бала. 

Ответ на этот вопрос лучше всего знают в парламенте и в Администрации президента. Именно там должны инициировать изменения в закон о люстрации, как того требует Венецианская комиссия. Времени для внесения поправок в закон не так много - до 17 июля (окончание этой парламентской сессии). И игнорировать рекомендации Венецианской комиссии нельзя - Европа этого не поймет. 

НА ЗАМЕТКУ

Основные претензии Венецианской комиссии к Закону "Об очищении власти":

  • перечень должностей, которые подлежат люстрации, должен быть пересмотрен (люстрация должна применяться только к тем должностям, которые действительно могут представлять значительную угрозу для прав человека и демократии);
  • критерии люстрации должны быть пересмотрены (вину необходимо доказывать в каждом отдельном случае); 
  • процедура люстрации должна проходить с соблюдением гарантий справедливого судебного разбирательства;
  • люстрация судей должна осуществляться только с соблюдением конституционных положений, гарантирующих их независимость; 
  • обнародование информации о лицах, к которым применяются люстрационные меры, должно происходить только после вынесения судом окончательного решения. 

СПРАВКА "КП"

Венецианская комиссия - консультативный орган по конституционному праву. Его основная задача - анализ законов и законопроектов государств - участников ЕС на предмет соответствия правам человека. Заключения комиссии широко используются ПАСЕ как отражение "европейских стандартов" в области демократии.

***

С момента действия закона "Об очищении власти" в Украине были люстрированы две тысяч чиновников. Об этом в апреле заявлял премьер Арсений Яценюк. По его словам, 500 были уволены на основании данного закона и еще 1,5 тысячи ушли сами.