В своей довольно пространной и местами пафосной речи Петр Порошенко не обошел стороной экономические аспекты жизни страны. И часто его слова несколько диссонировали с реальной ситуацией. Он говорил о том, что Украина избежала дефолта, хотя с кредиторами до сих пор ведутся переговоры. Президент заявил, что удалось преодолеть панику на валютном рынке, но ни слова не сказал о том, как изменился курс национальной валюты.
Он поставил в заслугу правительству тот факт, что в условиях ведения войны не было задержек с бюджетными выплатами, но не упомянул о том, за счет какого объема эмиссии получилось этого добиться. Но мы решили не останавливаться на оценках экономической политики прошлого года, а сконцентрироваться на тех месседжах, которые дал президент экономике страны.
Повышение зарплат и пенсий
Наверное, это были самые приятные уху простого человека слова.
- Мы уже получили небольшие дополнительные поступления в бюджет - частично инфляционного происхождения, частично благодаря детенизации (экономики. – Авт.), - заявил Порошенко. - И просил бы правительство ускорить хотя бы на несколько месяцев позиции рассмотрения инфляции и возможной индексации зарплат и пенсий.
|
Президент поступает с политической точки зрения правильно. Перекладывает ответственность за процесс повышения соцстандартов на правительство. При этом эксперты говорят, что тут не просить нужно, а требовать.
- Непонятно почему президент Украины лишь просит кабмин повысить пенсии и заработные платы, когда он обязан, как гарант Конституции, требовать от правительства Арсения Яценюка немедленно их пересчитать, - считает экономист Александр Охрименко. – Согласно нашему законодательству они должны индексироваться на уровень инфляции. В нашей Конституции нет ни слова, что мы должны согласовывать этот вопрос с МВФ, как это происходит сейчас.
|
Кстати, именно позиция МВФ, а так же плохие дела в экономике, могут стать камнями преткновения в этом вопросе.
- Я пока не вижу экономических оснований индексировать социальные выплаты, - считает экономист Дмитрий Боярчук. - Кроме того МВФ скорей всего тоже будет против этого. Украина брала на себя обязательства не делать этого. Поэтому такие заявления сильно попахивают пиаром.
Прозрачность тарифов
Еще одна больная тема – повышение коммунальных тарифов на фоне снижения реальных доходов населения. Тем более, сейчас многие политики и эксперты говорят, что они не прозрачны и завышены.
- Систему формирования тарифов (мы. - Авт.) проверим силами нескольких авторитетных международных аудиторов, - заявил президент. – Нужно упростить и увеличить субсидии в первую очередь для жителей села. Я собираюсь внести проект закона о полном раскрытии информации о формировании тарифов. Нам там нечего прятать. Эта информация абсолютно доступна и должна быть понятна и прозрачна для каждого.
Эксперты говорят, что такая инициатива хороша, но без доступа к коммерческой информации компаний монополистов, прозрачности тарифов добиться будет сложно.
|
- Можно внести в парламент любое количество законопроектов, сложнее заставить монополистов раскрыть всю финансовую информацию, - считает соучредитель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – На сайте "Нафтогаза", любого облэнерго или водоканала есть информация о структуре тарифа. Вопрос только в том, что сами монополисты эти документы и составляли. Поэтому никто не знает, что входит в затраты при их формировании. Если бы тот же "Нафтогаз" полностью раскрыл свои финплан, все бы увидели, сколько средств было потрачено условно на визитки, транспорт, представительские расходы и еще что-то, что потом заложили в тариф.
По мнению эксперта, ожидать снижения тарифов не стоит. Правда, для стимуляции монополистов к установке счетчиков, правительство может снизить нормы потребления тепла, как это было сделано с газом для жителей многоквартирных домов, что несколько снизит расходы, но те, у кого есть счетчики, будут платить полную цену.
В ожидании реформ
Много президент говорил и о реформах. Например, налоговая реформа пока что намечена на начало 2016 года, хотя до сих пор нет даже нет проекта этого документа, и эксперты не знают, как могут изменить Налоговый кодекс.
По словам президента после выборов прошло полгода и это слишком малый срок, чтобы провести реформы и люди почувствовали их результат. Но и темпами их проведения он недоволен. Президент хочет, чтобы первые результаты будут видны лишь к концу года.
Эксперты говорят, что глава государства старается поторопить чиновников из-за экономических проблем и другого выхода, как срочно реформировать взаимоотношения бизнеса и власти, попросту нет.
|
- Если говорить о реформах в целом, то у нас есть два пути, - считает финансовый аналитик Виталий Шапран. – Мягкий, но длинный, и жесткий, но короткий пути реформ. По мере приближения коллапса в экономике, а поверьте, он ближе, чем кажется, нас ожидает жесткий сценарий. Пока же все что происходило до этого, я бы назвал на 70% не реформами, а переделом сфер влияния.
Будем надеяться, что в ближайшее время мы увидим хоть какие-то позитивные изменения в жизни людей. А то почти полтора года народ слышит о том, что скоро все будет хорошо, но, как в старом анекдоте, не понимает, у кого все будет хорошо - у народа или у тех, кто находится при власти.