14 ноября
Загрузить еще

Активисты "финансового Майдана": "О нас вспоминают, лишь когда начинают шины гореть"

Активисты
Фото: Костры у Рады разводят уже по расписанию. Фото: УНИАН

Более двухсот человек собрались под стенами Верховной Рады вечером 21 мая. Активисты пытались прорваться внутрь здания, и правоохранителям приходилось постоянно оттеснять их за линию оцепления. Представители "финансового Майдана" заблокировали и часть улицы Грушевского, зажгли шины. Милиция потушила огонь за несколько минут. После этого большая часть активистов разошлась. Остались несколько человек, которые заночевали на матрацах.

На следующий день под все той же Радой, спрятавшись под пляжным зонтиком, на надувном матраце сидели три активистки. Уходить, как говорят женщины, не планируют - ждут, когда на них обратят внимание депутаты и наконец-то примут закон о реструктуризации валютных кредитов.

- Вы здесь со вчерашнего дня сидите? Вас выгонять не пытались? - спросили мы у женщин.

- Да мы уже несколько дней сюда приходим, ночуем. Одни приходят, потом на пересменку другие подходят. А что делать? Нужно добиваться того, чтобы на нас обратили внимание. Не приняли закон о реструктуризации валютных кредитов в очередной раз - перенесли. Мы поэтому и не выдержали, пошли шины жечь. Когда поджигали, я получила ожоги руки. Еще семеро наших пострадали. Теперь вот перемотанная сижу. Некоторые бросили уже эту затею, но я не сдаюсь, - рассказала Ирина. - А выгнать пусть только попробуют.

- Что "финансовый Майдан" думает делать в дальнейшем?

- Пока не знаем, наши координаторы будут совещание проводить. Вообще нас очень много, пусть не думают, что постоянно лишь три человека. Люди со всей Украины периодически приезжают поддержать "финансовый Майдан". Ради этого отпуск берут, отпрашиваются с работы. Мы не так уж много хотим - разрешите нам платить кредиты по старому курсу, примите закон. А нас словно никто не слышит. О нас вспоминают, лишь когда начинают шины гореть. Добьемся ли мы чего-то, пока трудно сказать, но сдвиги должны быть.

Днем остаются на "баррикадах" лишь самые стойкие активисты.
Фото: ЛЮКОВ Максим

ОФИЦИАЛЬНО

В пресс-службе МВД Украины говорят, что после стычек между активистами и правоохранителями открыли уголовное дело по статье "Хулиганство". 

- Были задержаны трое активистов. Их уже опросили и отпустили. Пострадали пятеро сотрудников милиции. Утром 22 мая они еще находились в больнице. У них ушибы, повреждение мышц, ожоги. 

Сколько пострадало со стороны активистов - неизвестно. Некоторым оказывали помощь на месте, - рассказали "Комсомольской правде" в Украине" в пресс-службе ГУ МВД Украины в Киеве. 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Активисты готовы стоять до конца

Шины активисты жгли в знак протеста против того, что парламент не принял закон о реструктуризации валютных кредитов. Собственно ради этого люди и стоят несколько месяцев под стенами то НБУ, то ВР, то Кабмина. Известность на всю страну активисты получили в конце февраля, когда пробовали установить палатку под Нацбанком. Милиция отреагировала моментально - шатер снесли, людей оттеснили, а несколько человек побили. До этого несколько недель "финансовый Майдан" периодически пикетировал органы власти, но даже журналисты уже свыклись к непрерывной акции протеста и перестали обращать на них внимание.

Отметим, что существуют две общественные организации "финансовый Майдан" и "кредитный Майдан". Часть активистов входят и в одну, и во вторую организацию. У первой требования шире, у второй - только пересчитать кредиты по курсу на момент подписания договора.

У активистов, с которыми мы поговорили, каждая история очень жизненная.

Например, Андрей Чередниченко, активист "кредитного Майдана" рассказывает, как в 2008 году за неделю до начала кризиса (вот не повезло!) взял семилетний долларовый кредит.

- Машину "Киа Сорента" давали на хороших условиях, под 7,77% годовых. Тогда я работал дальнобойщиком, ежемесячный платеж в 4 тысячи гривен мог отдавать без проблем, - говорит "КП" Андрей.

Но вскоре фирма закрылась, и он устроился работать в коммунальное предприятие. При заработной плате в 5 тысяч гривен четыре отдавал каждый месяц банку. Но в марте 2014 года, когда из-за курса гривны платеж увеличился в разы, он платить перестал. Только за один месяц нужно отдать целых 20 тысяч гривен. Понятно, что такую сумму он потянуть не может и пробует оспорить договор через суд.

Как видим, таким людям терять нечего, и можно ожидать с каждым днем все более радикальных действий от "кредитного Майдана". А вот Валентин Наливайченко, глава СБУ, заявил, что акции протеста возле НБУ организуются и финансируются руководителями банков, которые ликвидировали. Якобы из мести они нанимают провокаторов.

 

Новости по теме: Верховная Рада Митинги