Когда у людей что-то пытаются отобрать силой, им свойственно за это хвататься, а страх перед наказанием вызывает чувство отрицания. Есть ли в действительности такая угроза и могут ли новые установки угрожать нашим правам, "КП" в Украине" советовалась с экспертами.
Можем столкнуться с левацким экстремизмом
То, что новые законы не прибавят нам единства, председатель правления Института украинской политики Кость Бондаренко считает фактом.
- И не только в отношениях Восточной, Западной и Центральной Украины, а даже на обычном бытовом уровне. В обществе слишком различные мнения и различное видение нашего общего прошлого. Для одних времена СССР были трагедией, эпохой притеснения украинской культуры, уничтожения украинской интеллигенции. Для других - символом крепкого большого государства, - говорит политолог. - Кто-то вспоминает сталинские репрессии, кто-то - модернизацию производства. Примирить внуков комиссаров и внуков пострадавших от тоталитарного режима такими законами невозможно, а вот углубить между ними противоречие - да. Самый активный электорат - это 45+. И если на предстоящих выборах нынешняя власть проиграет, то во многом благодаря таким своим решениям.
Что касается молодежи, то Кость Бондаренко обращает внимание на следующую опасность.
- В 40-50-е годы, когда в ряде стран Европы и в Америке стали запрещать нацизм, а затем и коммунизм, появилось много подпольных организаций фашистского толка. Вот и Украина может столкнуться с таким левацким экстремизмом. Молодежи свойственно бунтовать, все, чего нельзя, она готова поднимать на щит. И не потому, что ей нравится коммунистическая, фашистская или какая-то другая идеология, а потому что она запрещена, - считает эксперт.
Руководитель службы Ukraine Sociology Service Александр Вишняк более оптимистичен в прогнозах.
- Если бы такой закон приняли два десятка лет тому назад, можно было бы говорить о расколе. Сейчас его не будет, сторонников коммунистических взглядов осталось немного. Но уничтожением памятников и символов мы не добьемся того, что люди, которые молились на них, поменяют свои взгляды, - отмечает социолог. - Это долгий процесс, необходимо время.
Хромает исполнение
Руководитель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров также придерживается мнения, что раскол не усугубится. Но обращает внимание на другие моменты.
- Основную направленность законов я поддерживаю, а вот их исполнение хромает. Авторы закона пошли путем одних запретов, а это создает угрозы нарушения наших с вами прав и почву для произвола, - говорит правозащитник.
В качестве примера Евгений Захаров приводит закон о доступе к архивам.
- В этом документе не действует защита персональных данных. Я понимаю, что эту норму провели те, кто не мог получить возможность работать с архивами. Но глупо полагать, что мы сразу узнаем имена настоящих стукачей и предателей - такие документы давно уже уничтожены. А вот люди, чьи данные окажутся общим достоянием, могут пострадать. Да и есть норма о защите конфиденциальной информации - она осталась в других законах, в Конституции. Человек, посчитавший, что его права нарушены, свободно может обратиться с иском в суд.
Перегибом, по мнению правозащитника, является и введение уголовной ответственности за публичное отрицание роли УПА и ОУН в борьбе за независимость Украины.
- Наказание - до десяти лет - непропорционально поступку, - говорит наш эксперт. - Уголовное право и запреты не должны мешать свободе дискуссии, которая почитается в любой свободной стране.
Мы получили еще один пакет законов, последствия которых могут сказаться неожиданным образом, как это было с другими не очень хорошо продуманными и подготовленными документами. Или не сказаться - люди поговорят и успокоятся.