26 декабря
Загрузить еще

Год спустя: самооборона Майдана завела гуся и коня

Год спустя: самооборона Майдана завела гуся и коня
Фото: Это свинье гусь не товарищ, а c самообороной ужился. Фото: Оскар ЯНСОНС

Ровно год назад власть впервые заявила: центр столицы должен быть освобожден от палаток, а все желающие активисты могут пойти служить в Нацгвардию.Часть майдановцев ушла служить, часть - пополнила состав добровольческих батальонов, но пару сотен человек уходить отказались. Еще три месяца они жили в палатках, пока, готовясь к параду ко Дню Независимости, милиция вместе с мэром не зачистила центр от активистов. Но в Киеве осталось два места, где до сих пор живут майдановцы. "Комсомолка" узнала, чем занимаются эти люди год спустя.

На Трухановом острове проводят зарницу 

Лагерь 4-й сотни расположен на Трухановом острове в пятнадцати минутах ходьбы от Пешеходного моста. Сюда перенесли пять военных палаток, спортивный инвентарь, печки-буржуйки, полевую кухню и другие пожитки. И назвали все символично - Трухановская Сич.

Внешне место больше напоминает спортивный летний лагерь. Здесь тебе и площадка для пейнтбола, и турники, и спортзал, и мишень для стрельбы из лука.   

В лагере мы застали пару десятков майдановцев. Говорят, что большая часть сейчас на фронте. Несколько батальонов используют базу на Трухановом острове как место для отдыха, когда возвращаются из АТО.

Второе направление - это детские школьные лагеря. 

- Недавно проводили недельный "вышкил" совместно с ГСЧС, Минкультуры. Собрали две сотни детей со всей страны - от Рубежного, Донецка до карпатских городов, - рассказывает "КП" Конотоп, обозный казацкой сотни. - Проводили экскурсии по городу, читали исторические лекции, учили метать ножи, проходить полосу препятствий.  

Пару недель назад бойцы 4-й сотни помогали организовать военно-патриотическую игру "Сокол" ("Джура"), аналог советской зарницы. В лагере рассказывают, что учили детей казацким песням и разбирать-собирать автомат Калашникова.

Учится ребятня в детском лагере бесплатно, но, конечно, желательны благотворительные взносы - или деньгами, или едой.   

Победа последних нескольких месяцев - это покупка на деньги волонтеров лошади, чтобы обучать желающих верховой езде и кавалерийским приемчикам. И вправду, что за казак без лошади? 

В лагере на Трухановом острове сейчас обитает 15-20 человек.
Фото: ЯНСОНС Оскар

В крепости заготовили дров и зимовали

Активисты 3-й самообороны Майдана в прошлом году поселились в заброшенной башне №4 киевской крепости. Тогда на территории не было воды, электричества, душа и туалета. Спали в палатке, за тонким пологом которой по ночам шуршали огромные крысы. Из вещей - лишь матрацы, подушки, одеяла да одежда, которые забрали с Майдана. 

Спустя год здесь все поменялось. Ворота и забор вокруг башни расписаны в сине-желтые цвета, двор ухожен. Исчез и сырой затхлый запах, которым в былые времена разило за десятки метров. Внутри несколько новых палаток, биотуалеты, полевая кухня.

Починили и первый этаж самой башни - он сияет новыми пластиковыми окнами и дверьми. В целом тихо и безлюдно. 

Нас встретили трое мужчин и их новый обитатель - рыже-белая гусыня. 

- У нас тут хорошо. Помогают волонтеры, сотрудничаем с коммунальщиками. Есть вода, электричество, туалеты, душ, - жуя кусок хлеба, говорит "Комсомолке" один из активистов. 

Год назад активистов пустили в пустующую башню с условием ее дальнейшего полного ремонта. Но починили только те комнаты, где обосновались сами.

- Сделали в одной комнате казарму. Зимой в ней останавливались наши ребята из АТО, когда приезжали на ротацию, - продолжает активист.

- Зимой не холодно было здесь? 

- Не холоднее, чем зимой на Майдане. Дрова приво­зили, было чем греться. С родственниками все общаются. Но домой я не поеду. Раз начал заниматься одним делом, нужно продолжать. 

- А гуся кто-то подарил или сами купили?  

- Да, знакомые привезли. И это не гусь, а гусыня. А что делать с ней теперь…  Да пусть живет.

Внутрь журналистов "КП" в Украине" обитатели капонира не пустили. Потому быт самообороны в киевской крепости так и остался тайной.