Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Законы на продажу и другие схемы теневых заработков

Законы на продажу и другие схемы теневых заработков
Фото: Фото: Оскар ЯНСОНС

О том, что вытравить коррупцию так до конца и не получилось, рассказал экс-глава Госфининспекции Николай Гордиенко. Главный налоговик, которого отстранили уже после скандала, уверяет, что во время премьерства Арсения Яценюка различными схемами из бюджета вывели около 3,5 миллиарда гривен. Сам Арсений Петрович все отрицает и называет дело Гордиенко политическим заказом.

Как оно на самом деле, разбираются правоохранительные органы - материалы в Генпрокуратуре. По словам генпрокурора Виктора Шокина, показания Гордиенко еще не подтвердились. Хотя глава СБУ Валентин Наливайченко тоже упомянул о том, что коррупционные схемы в правительстве остались.

- Особенно в сфере государственных монополий, - сказал Валентин Наливайченко в одном из интервью. - Чтобы остановить такую коррупцию, мало преследования со стороны правоохранительных органов, нужно, чтобы работа таких компаний была прозрачной.

Попробуем разобраться, какими схемами пользуются в разных министерствах и как уплывают миллиарды из бюджета. 

Силовые ведомства: ручейки текут наверх

Система правоохранительных органов, с многотысячным штатом "прокурорских", гаишников, равно как и все таможенники, налоговики, считается наиболее подверженной коррупции. У них есть право разрешать, пропускать и наказывать, поэтому коррупционные схемы здесь завязаны на принципе: от мелкого инспектора к большому начальнику.

Недавно у двух руководителей киевского управления ГАИ во время обыска изъяли 3 миллиона гривен, элитные часы, драгоценности и оружие. Глава МВД Арсен Аваков отчитался, что к руководству ГАИ только от столичного подразделения каждую неделю приходило 200 тысяч гривен. Главу ГАИ Анатолия Сиренко уволили, начальники поменьше сбежали из страны. 

Запросы  - занятие для бедных

Есть еще одна сопутствующая возможность подзаработать - за счет депутатского запроса, на который правоохранители и органы власти обязаны реагировать. Уважающий себя депутат никогда не станет писать запрос по чьему-то заказу. Но поскольку спрос есть, то находятся и предложения.

Порой депутаты направляют запросы правоохранителям с требованием проверить конкурента по избирательному округу, иногда - конкурента партнера по бизнесу. В запросе рассказывают о фактах нарушений и просят правоохранителей обратить внимание. Порядок цен невысокий: по некоторым данным, написать запрос депутат может за скромное вознаграждение в $5 тысяч.

Минздрав в лидерах коррупционного антирейтинга

Тут зарабатывают на тендерах по лекарствам. Это знали всегда, но в последнее время об этом говорят даже первые лица министерства.

- Существовала целая сеть фирм-"прокладок", которые выигрывали липовые тендеры и завышали цены на лекарства, - рассказывала первый замминистра Александра Павленко. - Вопрос номер один - это вопрос государственных закупок. Система была выстроена таким образом, чтобы в торгах участвовали покупатели, которые заранее знали, что они будут победителями. И скажу простым языком: участвовали в распиле государственных средств.

По ее оценкам, цена вопроса около 4,5 миллиарда гривен в год. Эта та сумма, которую в бюджете этого года выделили на закупки лекарств. 

В Раде ценятся лоббисты

Вторая возможность для депутата решить свои материальные проблемы - подать нужный законопроект и пролоббировать его. В Раде крутятся десятки законопроектов о спиртосодержащей продукции, ставках акцизов, регулировании рекламных норм, арендных или страховых сборах. Всего и не перечислить. Но каждый из них поможет кому-то сэкономить или заработать миллионы. Поэтому очень ценятся депутаты, которые возьмутся написать, зарегистрировать и гарантировать голосование за тот или иной проект. Или же - одну-единственную поправку к проекту.

Минимальная сумма заработка за это - $100 тысяч. Также очень выгодно быть соавтором лоббистских проектов - для создания массовости и привлечения внимания к инициативе. Роль соавторов заключается в том, чтобы агитировать коллег по фракции. Сумма вознаграждения "плавает" и может достигать нескольких сотен тысяч долларов.

Перевоз с пристрастием

Борьба за чистоту атмосферы порой особенно заботит наших таможенников, когда перед ними товары, попадающие под определение: "нарушающие озоновый слой планеты". К ним относятся лекарства, бытовая химия и косметика. Для таких товаров требовалась особая лицензия, которая выдавалась, по большому счету, на усмотрение таможенника.

Эту разрешительную лицензию отменили, но остались сотни других. По словам главы Министерства  экологии и природных ресурсов Игоря Шевченко, чиновники планируют перепроверить список товаров и дать исчерпывающее разъяснение - по каким правилам выдается лицензия. Но об отмене разрешительных документов подчистую речь не идет. 

В Минсоцполитики скандал из-за чернобыльцев

Руководители управлений в Министерстве соцполитики всегда чувствовали себя неплохо. Основной заработок здесь приносила близость к тендерным процедурам. Поэтому максимальное количество средств распределяли на уровне центрального аппарата.

- Зачем министру лично определять, какая фирма будет кормить ребенка-чернобыльца, например, в Ровенской области? Я понимаю зачем, - рассказывал об одной из таких схем глава министерства Павел Розенко. - То же самое и по оздоровлению. Мы провели три постановления правительства по децентрализации процедур, и все эти полномочия мы передали местным органам власти, несмотря на большой скандал.

Но кормление детей-чернобыльцев - только одна из коррупционных статей. Ее ликвидировали вручную, но остались еще десятки подобных возможностей. 

Кабмин Яценюка обвинили в "уводе" из бюджета 3,5 миллиарда гривен.
Фото: ЯНСОНС Оскар

В продаже - "тушки" 

Депутаты тоже ищут способ заработка. Их можно условно разделить на три большие группы: переход по фракциям, работа с законопроектами и депутатские запросы.

Первый способ расцвел в прошлом созыве. Тех, кто сменил политическую ориентацию, прозвали "тушками". Это не слишком приятное прозвище прикипало на годы, но это мало кого останавливало: "тушки" насчитывались десятками.

Феномен остался в прошлом. В самой многочисленной пропрезидентской фракции очень опасаются, что их депутаты не устоят перед соблазнами, поэтому предложили запретить переходы на законодательном уровне. И в этом созыве разве что комбата "Айдара" Сергея Мельничука можно условно причислить к "тушкам" за то, что променял Радикальную партию на группу "Воля народа". По слухам, за подобный переход  депутат получает около $2 миллионов. Но звучали суммы и в три-пять раз больше. 

КСТАТИ

Ежеля зовут домой 

Тут им интересуются депутаты и Генпрокуратура.

Президент Петр Порошенко объявил, что планирует отозвать в Киев украинского посла в Беларуси Михаила Ежеля. Указ об отставке посла ожидают в ближайшее время.

- Мной принято решение о его отзыве. Сейчас готовятся соответствующие документы и представления, - комментировал Петр Порошенко.

С этим предложением к президенту обратился нардеп от "Народного фронта" Игорь Гузь.

- Это именно тот Ежель, который был министром обороны при Януковиче, который развалил тыловое обеспечение украинской армии, - говорил депутат.

Михаил Ежель, бывший министр обороны и адмирал запаса, переждал в спокойном Минске все тяготы революционного Киева и военного времени для Украины. Послом его назначили 3 апреля 2013 года. По слухам, его уволили с поста министра после совещания с президентом Виктором Януковичем. До этого Ежеля обвинили в коррупции при распределении земель Минобороны. Янукович сначала назначил его советником, а потом послом. Тогда это считалось почетной ссылкой.

Но в почетной ссылке Михаил Ежель стал полезным уже новой власти. Именно он сопровождал главного переговорщика о судьбе Донбасса Леонида Кучму во время его поездок в Минск. И долгое время ждал на крыльце Дипсервис-Холла, пока Кучма закончит переговоры.

А в Киеве над ним уже сгущаются тучи: им интересуется Генпрокуратура. Экс-глава ведомства Виталий Ярема говорил, что Ежелю предъявлено подозрение в рамках уголовного производства о растратах в армии. Правоохранители жаловались, что не могут "достать" посла из Минска, и просили помощи у президента. Возможно, именно это и стало причиной отставки.