7 апреля президент Украины Петр Порошенко подписал закон о создании общественного вещания в Украине.
На базе государственных телерадиокомпаний и Национальной телекомпании Украины в форме публичного акционерного общества создадут Национальную общественную телерадиокомпанию Украины (НСТУ).
КОНЦЕПЦИЯ
Общественное телевидение разделят на два канала. Первый – это будет канал для трансляции важных событий страны и мира. Второй канал будет культурно-образовательным.
Общественное радио разделят на три канала, на которых будут представлены отдельно общественно-политические, молодежные и культурные программы.
НАДЗОР
У ТВ будет наблюдательный совет, в состав которого войдут по одному представителю от депутатских фракций и групп Верховной Рады и 9 членов от общественных объединений.
Логотип першого національного змінено pic.twitter.com/5QhE2hMu2c
- Sveta Ostapa (@SvetaOstapa) 7 апреля 2015ФИНАНСИРОВАНИЕ
100 процентов акций новой структуры будут принадлежать государству, но, в то же время она, по крайней мере, так прописано на бумаге, будет независима в своей деятельности от власти. Среди источников финансирования, прописанных в законе, - продажа собственной телерадиопродукции, статья из госбюджета, абонплата, благотворительные пожертвования. Рекламу будет, но дозированной. Отмечается, что на протяжении пятого года телетрансляции объем рекламы не может превышать 10 процентов, а течение избирательного процесса - 15 процентов фактического объема вещания.
Вопрос финансирования – важнейший для общественного телевидения. Не секрет, что деньги зачастую определяют информационную политику. В большинстве стран Западной Европы общественное вещание началось с того, что телевизионные монополии ввели абонплату за пользование телевизорами и радиоприемниками, гарантируя потребителям качество информации и без давления кого-либо со стороны на новости. Философия такая: спонсор ТВ – зритель, а не политик или олигарх.
Долгое время это было выгодно. Но на данный момент – уже не совсем эффективно из-за конкуренции с коммерческими каналами, которые не уступают по качеству информации общественному вещанию и в тоже время предоставляют ее без предоплаты.
В каждой стране есть своя модель общественного телевидения. Структура финансирования ВВС, которое смотря 94% жителей Великобритании, абонентская плата (100% для двух общенациональных теле- и пяти радиоканалов) + государственное финансирование (глобальное радио) + самофинансирование (спутниковое ТВ). France Television во Франции полностью финансируется государством. В Германии общественные каналы ARD и ZDF существуют за счет абонплаты, доходов от рекламы и собственная финансовая деятельность (продажа программ, доходы от кабельных каналов, доходы от процентов, от использования авторских прав).
В США общественное телевидение PBS (Public Broadcasting System) финансируется за счет государства и спонсоров.
Цена вопроса у всех также разная. В Италии абонплата, к примеру, 115 евро в год, что, по сравнению с другими европейскими странами, является небольшой суммой.