- Не государство нам давало автоматы, не ему их и отнимать, - говорили не так давно в интервью "Комсомолке" бойцы "Правого сектора", комментируя заявление Минобороны о том, что все добровольческие батальоны должны быть отведены из зоны АТО, а конкретно ДУК "Правый сектор" - разоружиться или вступить в ряды Нацгвардии или ВСУ. Но вот прошло совсем немного времени, и Украину облетела новость - Дмитрий Ярош согласен стать советником начальника Генштаба Виктора Муженко. А как же добровольческий батальон? И какие советы ждать армии от Яроша?
По эстонскому примеру
По словам пресс-секретаря "Правого сектора" Артема Скоропадского, Дмитрий Ярош на посту советника будет заниматься добровольческими батальонами, патриотическим воспитанием бойцов и другими вещами, о которых расскажет позже.
Зато о судьбе ДУКа Ярош уже высказался: надо создать на базе "Правого сектора" профессиональную бригаду сухопутных войск, полностью добровольческую. Она, по словам Скоропадского, войдет в ряды ВСУ, только "по принципу Союза обороны Эстонии".
- Это, по сути, автономная структура со своим руководителем, правилами и так далее, который выполняет вспомогательные функции при Министерстве обороны. Но руководитель там свой, и он выбирается внутри самой организации, - объясняет Скоропадский. - Мы и сейчас самостоятельно почти не действуем, а согласовываем свои действия с Минобороны, СБУ, МВД и Генштабом. Но, если мы войдем в МО, выполнять приказы мы будем только нашего руководителя. Согласие Яроша занять пост советника Муженко как раз и было при условии такой интеграции.
|
Кадровые военные недовольны
Версия о появлении автономной структуры в рядах армии вызвала недовольство среди кадровых офицеров.
- Входить в ВСУ на особом статусе не имеет права никто, - говорит бывший начальник аэромобильных войск Украины Иван Якубец. - Вооруженные силы - прежде всего дисциплина, подчинение боевому уставу, без которых победы не будет ни у какой армии.
По мнению военных, украинской армии нужны не только советники, умеющие ее критиковать, но и люди, предлагающие конкретные шаги по ее реформированию и имеющие соответствующую подготовку.
- В январе я разговаривал с Ярошем на одном из телешоу и спросил его, почему Муженко поехал в донецкий аэропорт? Ведь появление человека такого уровня в зоне боевых действий может означать введение новой тактики, к примеру. Я спросил, значит ли это, что аэропорт будет наш или, может, готовится наступление на Донецк? Но Ярош меня не понял, как понял бы человек военный. Он ответил, что аэропорт, безусловно, будет наш, ответил, можно сказать, популистски, но не прошло и недели, как аэропорт сдали. Однако по этой ситуации я составил свое мнение о Яроше как об армейском неспециалисте.
Нужна подготовка и образование
По мнению военных, руководить армией на глобальном уровне должны люди, имеющие высокую подготовку и специальное высшее образование. Они же должны проводить реформы.
- Мы помним, что во время Великой Отечественной войны многие стратегические решения принимались на верхах в масштабах операции, а тактические задачи на определенном участке могли выполнять просто опытные руководители, без высшего образования, подготовленные уже на самой войне. И они принимали эффективные, правильные решения, но, повторюсь, это были тактические, точечные решения, а не стратегические. Однако военные все же должны проходить определенную подготовку. Тактический уровень готовится в училищах, оперативно-тактический уровень - в академиях, а стратегический уровень подготовки начальников готовится в академии Генерального штаба, у нас - в Национальной академии Минобороны, - говорит председатель Товарищества украинских офицеров Александр Стеценко.
Впрочем, само назначение Яроша на должность в Генштаб, по мнению военных, не так уж плохо.
- Виктор Муженко по своей должности должен прислушиваться к мнению людей. Кроме того, у него не один советник и он может слушать как их, так и действующих чиновников Минобороны, - говорит экс-начальник Генштаба Анатолий Лопата.