Кабмин подготовил четыре проекта законов, которыми хотят навсегда стереть воспоминания об СССР из умов подрастающего поколения. Ответственный за них вице-премьер Вячеслав Кириленко на заседании был краток, но не удержался от эмоций и назвал пакет законов революционными. Что, правда, тоже ассоциируется с коммунистами. По крайней мере в нашей стране.
- Законопроект - революция в своем направлении, начиная от взгляда на Вторую мировую войну и заканчивая рассекречиванием до сих пор абсолютно закрытых для простых граждан архивов, - говорил он.
Вдохновитель и основной разработчик всех законов - директор Института национальной памяти Владимир Вятрович.
- Нам надо постепенно избавляться от наследия тоталитаризма в топонимике и памятниках, - убеждает он. - Мы ходим по улицам, которые названы в честь людей, которые были причастны к массовым политическим репрессиям, к организации Голодомора.
В предлагаемых проектах нет конкретных имен, но речь идет обо всех коммунистах - от секретаря райкома и выше. Однозначно предлагают переименовать все улицы и проспекты Ленина. В Киеве и в Западной Украине этот процесс идет полным ходом. Площадям и улицам возвращают исторические названия или ищут для них героев современности. А если Рада проголосует положительно, то надо будет идти дальше - у местных советов появится обязанность по демонтажу памятников советской эпохи. Как говорит Вятрович, у "ленинопада" появятся законные основания.
|
Законы от министров:
Что предлагают запретить:
Видишь молот, видишь серп? Надоел вам этот герб?
Историк Михаил Кальницкий - о попытках Киева избавиться от своего прошлого
|
Уничтожают "чужеродные" эмблемы в Киеве не впервые - еще при Петре I. Тогда многие киевские храмы, монастыри, школы возводились или обновлялись на благотворительные пожертвования Ивана Мазепы. Историк Николай Закревский писал: "Во всех воздвигаемых им зданиях он велел помещать свой герб на дверях, окнах, карнизах, алтарях, иконостасах, колоколах, словом, где только было можно, а по трапезам, ризницам, залам - свои портреты". После разрыва между Петром I и Мазепой царские чиновники взялись за истребление памяти о скомпрометированном меценате. Его изображения и символы стирали, сбивали, замазывали. Но их было так много, что спустя десятки лет то там, то тут еще обнаруживались "следы" Мазепы.
В 1919 году за борьбу с прошлым взялась советская власть. Ее не устраивали "памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны". Тогда же на шпиле Городской думы, стоявшей посреди нынешнего Майдана, статую архангела Михаила заменили пятиконечной звездой. А с фасадов учреждений исчезли двуглавые орлы (уцелевшие только в декоративном оформлении отдельных церквей и колоколен).
В октябре 1941-го подобную же цель поставили перед киевскими властями нацистские оккупанты. Городской голова Александр Оглоблин направил тогда в отдел благоустройства служебную записку: "Прошу потурбуватися про вжиття негайних заходів щодо зняття в м. Києві більшовицьких пам’яток, емблем тощо".
И вот новый виток борьбы с "наследием тоталитаризма". Но стереть с лица Киева память о десятилетиях советской власти бессмысленно и невыполнимо.
Город по-прежнему чтит память о событиях 1941 - 1945 годов и Великой Победе - следовательно, символы на военных монументах неприкосновенны. Лишены здравого смысла и призывы убрать герб СССР со щита скульптуры Родины-матери над Днепром. Ведь статуя является частью комплекса "Музей истории Великой Отечественной войны". Никуда не денешь тот факт, что Советский Союз, включавший и Украинскую ССР, входил в коалицию победителей.
|
Бездумная борьба с символикой порой приводит к непредвиденным результатам. На шпиле над куполом киевского цирка первоначально была пятиконечная звезда в кольце. Теперь ее нет, один пустой кружок. А между прочим, кольцо над куполом как видоизменение полумесяца венчает многие мусульманские мечети...
Следует учитывать и архитектурные особенности строений. К примеру, жилой дом, возведенный в 1950 году на Красноармейской, 36, для работников Министерства мясной и молочной промышленности, был украшен искусно выполненным панно с декоративным орнаментом, колосьями, рогом изобилия, звездой и серпами. Так ли уж необходимо расправляться с этой композицией (при том что здание признано памятником архитектуры)?
Наиболее заметные и нежелательные "тоталитарные" изображения и эмблемы уже давно сняты. Львиная доля символики, с которой теперь намерены бороться, приходится на пятиконечные звезды, серпы и молоты во всевозможных вариациях. Но ведь сами по себе эти знаки употребляются во многих цивилизованных странах (достаточно вспомнить флаг США или государственные гербы Австрии и Италии). Насколько можно судить, "недобитые коммуняки" не устраивают возле уцелевших серпов и звезд ежедневные ритуалы, да и вообще, кроме самых озабоченных ревнителей идейности, никто в Киеве уже не обращает на них внимания.
Достойный пример отношения к минувшему показал Национальный университет "Киево-Могилянская академия". На его подворье выходит мозаичная композиция с одиозными эмблемами и цитатами, оставшаяся с тех времен, когда здесь располагалось военно-морское политическое училище. Необычный артефакт сохранили, но на фасаде установлена назидательная табличка с надписью: "Хай це стане пересторогою нащадкам - будьмо мудрими, щоб не повторилося це безпросвіття".