Загрузить еще

Государство против Коломойского – кто кого?

Государство против Коломойского – кто кого?
Фото: Фото: REUTERS/Павел ДАЦКОВСКИЙ

ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА

Вчера Верховная Рада одобрила правительственный законопроект №2273, который предусматривает снижение кворума для проведения собрания акционеров до 50% "плюс" 1 акция не с 1 января 2016 года, а безотлагательно. Одним из ключевых предприятий, на которое повлияет принятие этого законопроекта, является ПАО "Укрнафта" в котором государство владеет 50%+1 акцией, а днепропетровский губернатор Игорь Коломойский – 42%.

По нынешнему законодательству для проведения общего собрания акционеров необходимо 60%+1 акция. Поэтому представители Игоря Коломойского мог блокировать любые инициативы правительства.

Камнем преткновения между властью и бизнесменом стал отказ "Укрнафты" выплатить государству 2 миллиарда гривен в виде дивидендов. Игорь Коломойский объяснил свой отказ тем, что государственный "Нафтогаз" не платит ему за добытый газ.

Теперь, по идее государство может инициировать проведение собрания акционеров и обязать предприятие выплатить эти 2 млрд. грн. Дело в том, что такое решение нельзя принять без собрания акционеров.

Вторым неприятным событием для днепропетровского губернатора стала попытка сменить руководителя компании "Укртранснафта", которое на 100% принадлежит государству, но менеджмент был лояльным к структурам Игоря Коломойского.

- "Укртранснафта" является ахиллесовой пятой в нефтяном бизнесе Коломойского, - считает директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - В отличие от "Укрнафты" и "Укртатнафты", где у него есть пакеты акций, "Укртранснафта" на 100% госпредприятие. Поэтому государство может само принимать решения по руководителю, что и было сегодня сделано впервые за 6 лет.

У Игоря Коломойского есть свои интересы в нефтегазовой сфере.
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

НЕФТЯНОЙ МАГНАТ ИЗ ДНЕПРОПЕТРОВСКА

Пока не понятно, в какую сторону качнется маятник противостояния власти и днепропетровского олигарха, мы решили разобраться в том, как работает его нефтяной бизнес.

- У Игоря Коломойского есть свои интересы в нефтегазовой сфере, - поясняет соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – Ему удалось создать так называемую вертикально-интегрированную компанию, в которую вошли предприятия, занимающиеся разведкой и добычей, транспортировкой, переработкой и, в конечном итоге, продажей готовой продукции. Контроль над "Укрнафтой", которая занимается добычей, Игорь Коломойский получил в 2003 году. Потом он смог получить контроль над "Укртатнафтой", которой принадлежит Кременчугский НПЗ. Соответственно он смог перерабатывать добытую нефть. Сеть АЗС у него была давно, и он ее постоянно расширял. По сути он повторяет путь таких энергетических гигантов, как Shell илиExxon. Когда у тебя весь процесс под контролем – проще зарабатывать.

И зарабатывал Игорь Коломойский на украинской нефти.

- По нашему законодательству, вся украинская нефть должна  продаваться на специальных аукционах  на бирже, - продолжает Дмитрий  Марунич. - Ее цена привязана к мировой, но до последнего времени, согласно постановлению КМ, применялся 15% дисконт, чем и пользовалась группа "Приват". На этих аукционах чаще всего в качестве покупателей выступали именно дружественные компании.

 

Скандал вокруг "Укртранснафты" эксперт считает слишком уж раздутым. По его мнению, контроль над этим активом, хоть и важен для Коломойского, но не является критичным в его бизнес-цепочке.

- Что касается "Укртранснафты", которая занимается транспортировкой нефти из РФ в Европу – это государственная компания, - поясняет Дмитрий Марунич. - Я не думаю, что она сильно интересна Игорю Коломойскому с точки зрения бизнеса. Транзит российской нефти постоянно падает. Российские компании стараются проводить прокачку через территорию более дружественной ей Беларуси и построенный терминал на побережье Балтийского моря. И в ближайшее время, объемы прокачки через Украину, вероятно, будут и далее снижаться. Да и тарифы на транспортировку нефти устанавливает государство. Мне кажется, контроль над этой компанией помогал ему в бизнес-войнах с конкурентами. Был случай, когда компания "Укртранснафта", по сути, блокировала поставки нефти на Одесский НПЗ, который тогда принадлежал российскому "Лукойлу".

С другой стороны, по словам эксперта, остается открытым вопрос о технологической нефти, которую откачали из нефтепровода на территории зоны АТО, и она должна сейчас храниться на предприятиях Коломойского. Скорее всего, будет проведена проверка, как минимум, ее наличия.

Нынешняя попытка государства вернуть контроль над собственностью, которой управлял Игорь Коломойский, может развязать очередной передел собственности среди олигархов.
Фото: ДАЦКОВСКИЙ Павел

ЕСТЬ ВОПРОС

Стоит ли продавать госсобственность?

Нынешняя попытка государства вернуть контроль над собственностью, которой управлял Игорь Коломойский, может развязать очередной передел собственности среди олигархов. В такой ситуации возникает вопрос, а не продать ли госпакеты этих предприятий на открытых конкурсах. Может купит, кто-то из конкурентов государственные акции и придется олигархам договариваться между собой. А как они это умеют делать, хорошо известно.

- Основная проблема отношений  государства и бизнесмена Игоря  Коломойского в том, что тот контролирует предприятия через свой менеджмент, не имея там контрольных пакетов акций, - поясняет эксперт. - Естественно, в такой ситуации государство недополучает прибыль. В теории рациональней было бы принять соответствующие законы и выставить на продажу, где это возможно, государственные пакеты акций предприятий. В 2013 году консалтинговая компания Ротшильд Групп, которая готовила рекомендации по реформе "Нафтогаза", дала именно такой совет правительству. Другой вопрос, кто рискнет купить эти акции, кроме самой группы "Приват"? Ведь, зная, как ведет свой бизнес Игорь Коломойский, можно предположить, что сменить его менеджмент будет тяжело.

Поэтому, по словам эксперта, в такой ситуации остается открытым вопрос цены этих госпакетов. При продаже он может оказаться заниженным, ведь будет интересен исключительно группе "Приват".