Загрузить еще

Топ-5 фактов о премьере Яценюке

Топ-5 фактов о премьере Яценюке
Фото: В ноябре, во время второго голосования за премьера, Рада проявила редкое единодушие, поздравлял его и президент Петр Порошенко. Фото: Михаил Маркив

Арсений Яценюк уже отработал первый год в Кабмине, при этом сейчас у него второй состав правительства. Помним, 27 февраля 2014 года он произнес крылатую фразу, которая стала определяющей в его политической карьере:

- Это правительство политических камикадзе. Все, что в наших силах, то, что можно сделать для Украины, будет сделано, - обещал он. 

Итак, что же оказалось "в силах" Кабмина?

Варяги в Кабмине

Сообща с президентом Петром Порошенко премьер взял курс на привлечение на работу иностранных специалистов. Так, министром финансов стала американка с украинскими корнями, соучредитель компании Horizon Capital Наталья Яресько, министром экономического развития - литовец, инвест-бизнесмен Айварас Абромавичюс, Минздрав возглавил грузин Александр Квиташвили.

Буквально за пять минут до вручения министерских портфелей все они стали гражданами Украины.

Немало иностранцев получили кабинеты замов. Правой рукой главы МВД Арсена Авакова назначили грузинку Екатерину Згуладзе, а ее земляка Гию Гецадзе - замминистра юстиции.

Стена непонимания

Дважды премьер Арсений Яценюк выступил инициатором строительства "Стены" на госгранице с Россией. Планировалось за 66 миллионов евро вырыть ров, возвести высоченный забор и установить видеонаблюдение. В феврале правительство решило сэкономить на "Стене": от забора отказались - останутся рвы и появятся минные дорожки. На это нужно потратить 33 миллиона евро. 

Налоги и еще налоги

Для спасения экономики и наполнения госбюджета правительство Арсения Яценюка не придумало ничего лучше дополнительных налоговых платежей. Отныне гражданам придется заплатить "имущественный налог": если площадь квартиры свыше 60 "квадратов", а дома - 120 (впрочем, точный размер налога определяют местные власти, и они оказались во многом гуманнее центрального правительства). Имеете автомобиль с дизельным двигателем объемом свыше 2,5 тысячи кубических сантиметров или бензиновым более 3 тысяч и возрастом до 5 лет? Будьте любезны, заплатите налог - 25 тысяч гривен в год.

В то же время за яхты и самолеты налог не предусмотрен, хотя это и обещали. Кроме того, с каждой зарплаты автоматически отчисляется "военный налог" - 1,5 процента. И облагаются 5-10-процентным сбором все иностранные товары (за исключением критического импорта).

В социальных сетях после новых налоговых инициатив набрал популярность персонаж "Лимон" из мультика "Чиполлино". Помните, как он возмущался, что после введения налога на воздух жители города стали меньше дышать? 

Люстрировать всех

С 2014 года Минюст запустил процесс люстрации в Украине. Первые итоги - из-за угрозы попасть "под статью" более тысячи чиновников уволились по собственному желанию, еще 400 уволили в рамках борьбы за "очищение власти". Почти все оспаривают это решение в судах. Да и в Венецианской комиссии украинскую люстрацию критикуют. Там указывают на многочисленные изъяны и недочеты закона и советуют не торопиться. Вполне вероятно, что закон еще будет дорабатываться.

Дружба с МВФ

Почти год длились переговоры правительства с миссией МВФ о предоставлении Украине новой программы расширенного кредитования. Кстати, ходят слухи, что если деньги и будут, то только под правительство Яценюка. Якобы это согласовано на уровне глав крупнейших государств. Но Международный валютный фонд уже четыре года только обещает обеспечить Украине льготный кредит на 40 миллиардов долларов. Чтобы обещание стало реальностью и пришли первые деньги, народные депутаты должны принять ряд изменений в налоговое, таможенное, пенсионное законодательство. Если парламентарии обеспечат успешное голосование, 17,5 миллиарда долларов поступят в Украину в первой половине марта.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Фото: УНИАН 

Политолог Виталий Бала:

- Арсений Яценюк был бы оптимальным премьером для мирного времени. Но сейчас ситуация требует решительных действий, а главная задача – сберечь страну и успокоить людей. А мы почему-то не услышали от него ни одного пояснения пару дней назад, когда страну накрыла продуктовая паника и доллар продавали по 40 гривен. Складывается впечатление, что продолжается избирательная кампания. А хочется спросить: где же результат? Его и не будет, пока на высших должностях не появится государственный лидер, а не политик, который думает о будущих рейтингах. 

МНЕНИЕ СТАРШИХ ТОВАРИЩЕЙ

Фото: Максим Люков

Первый президент Леонид КРАВЧУК: "Я бы с ним работал"

- Знаю Арсения Яценюка не только как премьера, но и как главу Верховной Рады, и руководителя Нацбанка. Он прошел серьезную дорогу. Могли ли бы мы с Яценюком работать вместе? Я бы сказал, что я бы с ним работал. Но я не хотел бы оказаться на его месте (а я не был и уже никогда не буду, поэтому мне легко говорить). Для премьера год был необычайно сложным. Избежать ошибок, неточностей, эмоциональных экспромтов было невозможно. Но я объясняю все сложностью ситуации.

Но власти удалось удержать ситуацию в руках. Это свидетельствует, что они разбираются в этом деле и работают. Хотя жизнь не улучшилась, нет политической воли к проведению реформ, есть коррупция. Да такого времени в Украине еще не было! И война, и неустроенные отношения. По сути, Конституция президентско-парламентская, а хотим, чтобы устройство было парламентско-президентским. Вроде бы за курсовую политику отвечает Нацбанк и правительство, а идут решать к президенту. А люди не могут только отвечать за что-то, они должны распоряжаться в той сфере, за которую отвечают. 

Раз у нас есть распределение полномочий, то никто не должен перенимать полномочия. Иначе конфликт неминуем, как было у Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко.

Когда я работал с Витольдом Фокиным, мы сели и договорились: "Это ваша сфера, а это моя. Я в это не вмешиваюсь, а вы не берите на себя то, что я должен делать". Мы об этом помнили и во время публичных выступлений, и в рабочих отношениях. 

Фото: Оскар ЯНСОНС 

Третий президент Виктор Ющенко: "Есть недоверие к курсу экономической политики"

- У нас сегодня мало сбалансированная правительственная политика, касающаяся сферы бюджета, торговли и национальных платежей, - оценил итоги года правительства для издания ZN.UA Виктор Ющенко. - Приблизительно она измеряется по итогам прошлого года в 110–120 миллиардов гривен, если мы говорим о скрытом дефиците бюджета. Например, платежи, повисшие в Министерстве обороны: не рассчитались за что-то. В НАК "Нафтогаз Украины" платят долги "Газпрому". И мы почти интуитивно понимаем, что платеж идет из резерва Нацбанка. Вместо того чтобы эти резервы работали на подкрепление гривны, они работают на решение проблемы платежей по внешнему торговому балансу государственных корпораций.

За последний год из банковской системы Украины мы, украинцы, граждане с украинским паспортом, вывели депозитов на более чем 130 миллиардов гривен. Это ресурс, который ничем не заменишь. И здесь проблема в том, что нет доверия. Не только к банкам. Если из одного банка выносят деньги, это может быть кризис профессионализма. Если деньги выносят из 120 банков, то это недоверие к курсу, который проводится в широком измерении, - не только валютному, а к курсу экономической политики.

Новости по теме: Арсений Яценюк Кабмин