Действующий закон о военном положении (ВП) был принят 15 лет назад, еще при президенте Кучме, и с тех пор не менялся. По закону, ВП вводит президент, но его еще должен одобрить парламент. Там также сказано о введении комендантского часа или возможности привлекать трудоспособных людей к оборонным работам (по-простому - окопы рыть). Но конкретики - кому и кто подчиняется - нет. Именно за это действующий закон активно критиковали последний год. Но менять не планировали, пока на последнем заседании Совет нацбезопасности и обороны не дал отмашку.
Глава СНБО Александр Турчинов говорит, что изменения в закон уже разработаны. Но детали снова не открывает.
- Главная слабость действующего закона в механизмах, - считает политолог Владимир Фесенко. - Даже с точки зрения мобилизационных возможностей. Имею в виду не мобилизацию людей, а мобилизацию ресурсов, усиление роли государственных органов. Даже закон о чрезвычайном положении гораздо сильнее, чем закон о военном положении.
Все надеются, что вводить закон о ВП будут только в крайнем случае. По мнению Владимира Фесенко, если будет реальная попытка захвата Мариуполя или поход на Харьков. Еще один вариант - использование авиации в зоне конфликта. А без этого разговоры о ВП скорее политическая игра и дополнительный способ давления на западных партнеров.
СПРАВКА "КП"
Что еще решили на заседании СНБО
- Попросили людей быть готовыми к развитию событий по худшему сценарию.
- Определили новую линию дислокации войск.
- Разрешили украинской армии участвовать в военных учениях в 2015 году.
- Обсудили план многонациональных учений в Украине.
- Решили передать Минобороны профсоюзные лечебницы.